|
|
|
→ ИКАР в СМИ → #2125 ИКАР в СМИМаржа в гранулах24 августа 2015 года Каждый год при выработке свекловичного сахара образуются десятки миллионов тонн отходов. В основном это жом. После сушки и гранулирования он становится ценным кормом для КРС и свиней, по питательной ценности сравнимым с концентрированным: в 100 кг жома 85 кормовых единиц. Сахарные заводы России, перерабатывая в последние годы 30–40 млн т сахарной свеклы за сезон, получают десятки миллионов тонн вторичной продукции, преимущественно свекловичного жома. По разным оценкам, не более 10–25% жома используется в свежем виде, чуть более 50% от общего объема сушится и гранулируется, остальной остается невостребованным. Это снижает доходы предприятий и наносит вред окружающей среде при неправильной утилизации. Потенциал не используем Свекловичный жом — побочный продукт свеклосахарного производства, он является ценным кормом для сельскохозяйственных животных, особенно жвачных. Сухое вещество жома состоит из пектинов (около 50%), целлюлозы (примерно 45%), белков (приблизительно 2%), сахарозы (0,6%) и минералов (до 1%). Однако сахар из свеклы производят всего несколько месяцев в году, при этом выход жома составляет 80–82% от массы переработанного сырья: за сравнительно короткое время образуются тысячи тонн сырого жома. Весь этот объем потенциального корма нужно или переработать (консервировать), или утилизировать. Консервировать жом можно двумя основными способами: сушить и силосовать молочнокислым сбраживанием. Второй способ имеет ряд ограничений, поэтому наиболее рационально перерабатывать жом путем сушки и последующего гранулирования. Вплоть до 1998 года производство сырого жома в стране снижалось синхронно объемам перерабатываемой сахарной свеклы. С 1999-го наблюдается тенденция увеличения его производства, причем растет доля гранулированного жома — сейчас она превышает 95% от всего выпускаемого сухого жома. Потенциальное производство сухого гранулированного жома в России в сезоне-2011/12, когда был получен рекордный урожай сахарной свеклы (47,6 млн т), вышло на уровень около 1,8–2 млн т. Однако фактический объем составляет примерно 40% от потенциального, в Краснодарском крае — чуть более 50%. По оценке ИКАР, в сезоне-2014/15 объем выпуска гранулированного жома превысил 850 тыс. т. Около 135 тыс. т было реализовано на внутреннем рынке (в сезоне-2012/13 — 52 тыс. т), на экспорт поставили почти 720 тыс. т. Учитывая численность скота и нормы кормления, потенциал внутреннего рынка на один-два порядка выше объема производства. Но из-за отсутствия традиций и популяризации использования свекловичного жома у производителей комбикорма и животноводов спрос на него ограничен. Плюс есть вопросы к процессу сушки жома газом: по некоторым данным, использование продукта, произведенного таким способом, приводит к некоторому снижению качества молока и мяса. Сахарная отрасль вынуждена экспортировать почти весь производимый гранулированный жом. Но транспортные издержки — авто- и железнодорожные перевозки, перевалки в портах, морской фрахт — крайне высоки в итоговой цене для конечного потребителя. Это существенно снижает цену жома на сахарном заводе в центральных регионах России. С 2011/12 сельхозгода растет доля экспорта через балтийские порты жома, произведенного в центре. Крупнейшие импортеры этого продукта — Нидерланды, Норвегия, Германия, Финляндия, Швеция. Такой жом транспортируют по железной дороге. В то же время все южные регионы, обеспечивающие около 50% поставок на внешний рынок, вывозят 99% жома в черноморские и азовские порты автомобилями. Там основные покупатели — Турция, Италия, Марокко, Испания, Кипр и другие. В целом среди стран-получателей преобладают транзитные государства — Нидерланды, Латвия, Эстония, Литва и Украина. Вероятно, большая часть жома следует затем в другие страны Европы. Нужно формировать спрос Проблема рынка в том, что внутренних продаж гранулированного жома в России до сих пор практически не было. А у производимого и используемого животноводами сырого и силосованного жома есть существенные недостатки. Главный — его нетранспортабельность. Кроме того, сырой продукт непригоден для применения в корма на третьи-пятые сутки после производства. Практика силосования жома в полиэтиленовых рукавах носит экспериментальный характер и сильно ограничена из-за отсутствия вблизи сахарных заводов свободных полей и потребителей — ферм КРС. Утилизация сырого жома связана с высокими издержками на погрузку, вывоз и запахивание в полях, не говоря уже об экологических штрафах. Более активному использованию сухого жома для кормления скота препятствуют высокие затраты на хранение и транспортировку вследствие его низкой плотности. В хоппер-зерновоз гранулированного жома вмещается в 1,5–1,8 раза больше, чем сухого. С 2012/13 сельхозгода происходит оптимизация логистики и переход на вагоны большой вместимости (66–71 т). Малообъемные зерновозы (до 45 т) перестали использовать в перевозках гранулированного жома. Рост производства сухого гранулированного жома сдерживает ряд факторов. Среди основных — отсутствие внутреннего рынка сбыта из-за продолжающегося снижения поголовья КРС и непонятных перспектив отечественного молочного животноводства. Также мешают постоянное снижение лимитов на газ для сахарных заводов, рост затрат на производство, высокие логистические издержки при перевозках, особенно экспортных. Сказывается и закредитованность крупнейших российских агрохолдингов, что затрудняет инвестирование в установку новых прессов глубокого отжима, сушилок и грануляторов. Кроме того, на рынок сухого жома влияет сезонность переработки сахарной свеклы. В последние десять лет с увеличением загрузки сахарных заводов пик сезонности стал менее выраженным. С сентября по декабрь в сезонах-2013/14 и 2012/13 было переработано 89% и 83% от общего объема заготовленной сахарной свеклы, в то время как в 2009/10 сельхозгоду этот показатель составлял 95%, еще ранее доходил до 98%. Как следствие, во многих регионах рынок сухого жома фактически существует с августа по конец января. В феврале-июле предложение сухого жома в регионах-производителях ограничено из-за отсутствия свеклы для переработки, недостаточной емкости складов и мощности сушилок сахарных заводов. По своим кормовым достоинствам сушеный жом занимает среднее положение между овсом и хорошим луговым сеном (0,85–0,9 кормовых единиц на 1 кг сухого вещества), при скармливании он хорошо переваривается. В жоме также содержатся лизин и треонин — наиболее дефицитные в зерновом сырье аминокислоты, имеются витамин С и белок. По сравнению со свежим, высушенный жом в семь-восемь раз более питателен. Сушеный жом можно вводить в состав комбикормов, в сочетании с другими ингредиентами он может составлять до 20–30% рациона свиней, заменять до 50% ячменя или овса в рецептурах для КРС, способствуя повышению прироста живой массы животных или увеличению надоев молока. По кормовой ценности сушеный жом почти равноценен концентрированным кормам: в 100 кг жома содержится 85 кормовых единиц, поэтому он подходит для скармливания всем видам жвачных животных. Основные покупатели жома — это комбикормовые заводы и сельхозпредприятия молочного и мясного направления (КРС, в меньшей степени свиньи, лошади, козы, овцы, птица). Также сухой жом используется при производстве кормов для собак. Новые технологи Для производства тонны сухого жома обычно требуется около 16 т сырого. Процесс сушки достаточно энергоемкий. Снизить энергоемкость помогло бы предварительное глубокое прессование жома. Но таких прессов в России сейчас крайне мало: лишь в последние годы заводы начали устанавливать подобное оборудование, и сейчас им оснащены не более трети всех предприятий. При этом сухой жом меньше портится при хранении, более транспортабелен, особенно в гранулированном виде, а затраты на его перевозку, по сравнению со свежим жомом, резко сокращаются. При сушке на природном газе затраты на него в себестоимости жома превышают 50%. При работе на мазуте они могут достигать 80%. Применение пара для сушки жома позволяет снизить себестоимость производства в пять раз по сравнению с использованием газа. Но по состоянию на начало 2015 года с помощью пара жом не сушили ни на одном сахарном заводе России. Лишь в 2016 году ожидается введение первой паровой сушилки на заводе «Агроснабсахар» (Елец, Липецкая область, входит в агрогруппу «Черноземье»). Проект реализуется совместно с датской компанией EnerDry, которая имеет тридцатилетний опыт в сфере сушки жома паром и поставит наиболее технически сложные узлы установки. Она предназначена для сушки прессованного жома в объеме до 80 т/ч, при давлении пара в установке 28 бар из жома будет испаряться до 50 т/ч воды. Общий запланированный объем инвестиций в паровую жомосушку составляет около €7 млн. Паровая сушка позволяет сократить расход газа на 30%. При использовании технологии также примерно на 5% сокращаются потери сырья, которое просто сгорает при применении традиционных сушилок, сжигающих топливо. Жом не будет содержать продуктов горения, что повысит его кормовые качества при дальнейшем использовании на животноводческих комплексах. Согласно предварительным расчетам заказчика, жомосушильное отделение с паровой сушилкой в зависимости от производителя обойдется приблизительно в 1,8–2,5 раза дороже, чем барабанная сушка на газе или угле аналогичной мощности. Срок окупаемости паровой и газовой установок одинаков — примерно 3,5 года. Но при использовании паровой сушки, кроме более низкой себестоимости, также сократятся выбросы в атмосферу вредных веществ, уменьшится неприятный запах, характерный для традиционной технологии сушки жома, что благоприятно скажется на экологической ситуации вокруг сахарного завода. С точки зрения безопасности производства, в паровой жомосушке исключена возможность возгорания сырья, нет риска утечки и возгорания топлива, поскольку пламени как такового вообще нет. Все это в итоге повышает класс безопасности производства по сравнению с традиционными решениями. Перспективы рынка Перед сахарной отраслью на ближайшие годы стоят важные задачи. Во-первых, нужно продолжить внедрение прессов глубокого отжима и сушки жома паром, а не газом. Во-вторых, популяризировать использование жома на внутреннем рынке среди животноводов и производителей комбикормов. Необходимо развивать логистику на заводах (расширять склады и фронт выгрузки), железной дороге и в портах, а также всесторонне поддержать экспорт жома, мелассы и сахара. В свою очередь, чтобы реализовать потенциал рынка, нарастить производство российского свекловичного гранулированного жома, расширить внутренний и внешний сбыт, нужна господдержка производителей. В частности, необходимо предоставить сахарным заводам лимиты газа в размере 100% потребностей с августа по январь-февраль, включая объем, необходимый на сушку жома. Обеспечить всестороннюю государственную поддержку проектам модернизации сахарных заводов. Разработать/уточнить федеральные и региональные программы развития животноводства, особенно разведения КРС, в первую очередь в свеклосахарных регионах. Необходимо включить гранулированный и сухой свекловичный жом навалом в список товаров, разрешенных для перевозки по железной дороге в крытых вагонах. А также добавить гранулированный жом, мелассу и сахар в перечень промышленной продукции, при экспорте которой оказывается государственная гарантийная поддержка. Кроме того, нужно развивать мощности терминалов для экспорта жома на Черном, Азовском, Каспийском и Балтийском морях с достаточными емкостями для хранения, таможенными складами и пограничными пунктами, железнодорожными подъездными путями. Как вариант, можно создать в порту Усть-Луга Ленинградской области универсальный терминал экспорта/импорта продовольствия и кормов — жома, жмыхов, шротов и зерна. При должном подходе в перспективе 20–25 лет в России должно остаться 30–40 модернизированных современных и эффективных сахарных заводов, у которых отходов производства в принципе не будет. Эти заводы должны работать на весь рынок ЕАЭС: Россию, Казахстан, Белоруссию, Армению и Киргизию, плюс обеспечивать некоторый экспорт вне союза. Автор — ведущий эксперт ИКАР. Статья написана специально для «Агроинвестора». Вадим Ерыженский В течение последних нескольких лет мы оборудовали все свои сахарные заводы грануляторами свекловичного жома, теперь ни один грамм не уходит негранулированным. Такой жом является ценным питательным продуктом для животноводства. В этом виде повышается его стоимость, он перестает быть просто отходом производства, а становится эффективным продуктом, который мы реализуем в том числе и на экспорт. Впрочем, внутри страны спрос на него тоже большой и с каждым годом увеличивается. Сушки и грануляторы жома должны быть обязательно установлены на каждом сахарном заводе. Невысушенный и негранулированный жом — это отход, неприятный запах, мусор, который нужно утилизировать. В неотжатом виде вывозить жом можно только емкостями для жидких продуктов, что само по себе невыгодно: по сути вы везете в значительной степени просто воду. Он быстро прокисает, и коровы не хотят его есть в таком виде. А когда жом превращен в гранулы, его добавляют в корма, то животные с удовольствием его съедают. Конечно, установка жомосушильного оборудования требует значительных инвестиций, но на выходе технология повышает рентабельность производства сахара, потому что таким образом часть отходов производства превращается в востребованный рынком продукт и начинает приносить дополнительную прибыль. Поэтому я считаю, что вкладывать деньги в приобретение такого оборудования, безусловно, стоит всем производителям сахара. Мы, кроме того, перерабатываем и мелассу — еще один побочный продукт свеклосахарного производства. На Ольховатском сахарном комбинате (Воронежская область) у нас стоит установка дешугаризации мелассы, которая позволяет извлекать из нее дополнительный сахар. Также из этой мелассы мы вырабатываем ценную аминокислоту — бетаин, чрезвычайно востребованный в кормопроизводстве. Это оборудование тоже не дешевое, но стратегия модернизации наших заводов направлена на рост эффективности производства, увеличение выхода продукта и углубление степени переработки сырья. Андрей Чернышев На нашем комбинате оборудование для сушки жома было установлено еще в конце 1990-х годов, но мощность жомосушильного отделения была невысока, около 70 т в сутки, — меньше, чем нам было необходимо. Поэтому значительная часть свекловичного жома не сушилась, а закладывалась в жомовую яму (углубление в земле с бетонным или выложенным камнями дном под открытым небом). Это приводило к лишним проблемам: невостребованный жом в яме портится и начинает загрязнять окружающую среду, может попасть в подземные воды. Перед открытием нового сезона яму нужно очищать, куда-то вывозить эту массу, утилизировать. Естественно, все это — дополнительные расходы. В советское время при многих сахарных заводах располагались откормочные фермы КРС, и хороший свежий жом сразу отдавали на корм животным. Но стадо скота в стране значительно сократилось, поэтому обострилась проблема сбыта сырого жома. Необходимо было решить этот вопрос раз и навсегда, поэтому мы модернизировали предприятие: в течение последних полутора лет реализовали проект строительства нового цеха сушки и грануляции жома. Общие инвестиции составили около 250 млн руб. (40% своих средств, 60% — кредит Сбербанка). В августе цех будет введен в эксплуатацию, и теперь уже весь жом будет сушиться и гранулироваться. Кроме всех описанных выше проблем, недостаток жомосушильных мощностей не позволял нам увеличивать мощность завода. Уже сейчас новый комплекс может обслуживать предприятие с переработкой до 3,5 тыс. т сахарной свеклы в сутки, а это до 150–180 т гранулированного жома. В цехе есть возможность установки второго жомосушильного барабана и дополнительных прессов глубокого отжима, что позволит нарастить переработку до 5,5–6 тыс. т. Традиционно получаемый гранулированный жом мы реализуем как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Он очень востребован на крупных животноводческих комплексах. К примеру, до 2,5–3 тыс. т ежегодно мы поставляем племзаводу «Трудовой» в Саратовской области, общее стадо КРС в хозяйстве составляет около 3,5 тыс. См. также:
Сахар-РФ: итоги 2023 года, презентация сахарной отрасли, цены на сахар, подписчики
Стратегический обзор рынка сухого свекловичного жома Комментариев: 2 Просмотров: 645
|
ИКАР | Рынки | Новости | Аналитика | Услуги | Информационные материалы |
© 2002—2024 ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка г. Москва, Рязанский пр-т, д. 24, оф. 604 Тел: +7 (495) 232-9007 www@ikar.ru |
||