|
|
|
→ ИКАР в СМИ → #1080 ИКАР в СМИГипермаркеты против Росстата – 2:107 октября 2009 года В сентябре продовольствие дешевело и в московских гипермаркетах, и во всей стране. Но в гипермаркетах – быстрее. http://slon.ru/ продолжает расчет инфляции, сделанный на основе мониторинга цен на популярные продукты питания в трех московских гипермаркетах: Auchan, «Карусель» (входит в X5 Retail Group) и «Наш гипермаркет» (формат «Седьмого континента»). В сентябре продовольствие в гипермаркетах подешевело на 1,3%, а во всей стране – на 0,8%. В целом, потребительские цены, по оценке Росстата, не изменились. Если бы цены на продукты во всей стране менялись так же, как в московских гипермаркетах, в России бы наступила дефляция: индекс потребительских цен упал бы на 0,2%. На этот раз расхождение между динамикой цен на продовольствие между столичными гипермаркетами и остальной российской розницей оказалось небольшим. В июле продовольствие в стране подорожало на 0,6%, тогда как гипермаркетам рано поступивший в них картофель нового урожая принес общее снижение цен (2%). В августе продовольствие в стране подешевело на 0,9%, а в наблюдаемых Slon.ru магазинах – подорожало на 2%. По итогам же всех трех последних месяцев продукты в стране подешевели на 1,1%, а в гипермаркетах – на 1,3%. ДВА МЕСЯЦА БЕЗ РОСТА ЦЕН Росстат не находит роста цен уже два месяца подряд. При этом продовольствие дешевеет, а остальные товары и (в меньшей степени) услуги – дорожают. Годовой индекс инфляции – рост цен за последние 12 месяцев – замедлился до 10,7%. Год назад, в сентябре 2008 г., этот индекс составлял 15%. По итогам года у России есть шансы добиться однозначной инфляции – рост цен может «вписаться» в 10% или лишь чуть-чуть превысить эту отметку. Впрочем, особого достижения денежных властей в этом нет. Во-первых, рост цен замедляется во всем мире из-за слабого спроса. Например, по расчетам МВФ, в развивающихся странах Азии инфляция в этом году упадет с прошлогодних 7,5% до 3%, а в развитых странах – с 3,4% до 0,1%. Во-вторых, нынешнее замедление цен в России – результат не только сезонности, но и сжатия денежной массы, к которому Центробанк прибег начиная с прошлого сентября, когда ему пришлось защищать рубль. Это привело к росту процентных ставок и усилило падение ВВП. В ближайшие три месяца рост цен вполне может не превысить 2%. Ведь базовый индекс инфляции (рост цен за исключением сезонных и случайных колебаний, регулируемых государством тарифов) в этом сентябре, по расчетам Росстата, составил всего 0,5%. Год назад он был намного выше – 1,4%. Исследование потребительских настроений в III квартале, тоже опубликованное сегодня Росстатом, показывает, что спрос понемногу начинает оживать. Немного повысилась доля респондентов, ожидающих, что ближайшие 12 месяцев улучшат их материальное положение. Повышение пенсий, которое начнется в декабре, позволит производителям и торговцам поднять цены. ОВОЩНОЙ СЕЗОН Основной вклад в удешевление продовольствия, как обычно в это время года, внесли овощи и фрукты. Остальные продукты, по данным Росстата, подорожали на 0,4%. В гипермаркетах сентябрьская дефляция была несколько шире: кроме овощей она затронула хлеб, крупы, мясо, птицу и рыбу (подешевели на 4,6 – 7,5%). А овощи в гипермаркетах дешевели быстрее, чем в остальной торговле. Например, картофель подешевел на 31%, до 9,9 руб. за 1 кг, а капуста – на 42%, до 8,43 руб. Сентябрь – пик овощной дефляции, говорит эксперт Института конъюнктуры аграрных рынков Татьяна Рыбалова. Основная уборка овощей проходит как раз в сентябре, и отечественная продукция попадает на прилавки магазинов. Цены в этот период находятся на грани рентабельности, а подчас и ниже себестоимости. Быстро сбывать урожай вынуждены хозяйства, не обеспеченные овощехранилищами. Эксперт ИКАР («Институт конъюнктуры аграрных рынков») Татьяна Рыбалова о динамике цен на плодоовощную продукцию в рознице: Надо понимать, что у нас в стране основные объемы производства овощей и, в частности, картофеля, происходят в частных хозяйствах населения. Которое не имеет соответствующих хранилищ. Поэтому они по осени стараются максимально продавать. Равно как и сельхозпредприятия, которые не имеют достаточных объемов хранилищ. Поэтому в этот период цены падают – они находятся чуть ли не на грани рентабельности, а зачастую и ниже себестоимости. Но все равно производители идут на такие меры, для того чтобы обеспечить себя деньгами на текущие платежи. Потому что основные затраты в с/х у нас приходятся именно на хранение. И если сейчас оптовые цены на картофель могут составлять 5 – 6 руб. за кг, то уже зимой он будет стоить 10 – 12 руб. Фактически, рост в два раза. Получается, те кто не обеспечен хранилищами, сейчас резко продают, мы получаем на этом фоне дефляцию. Но эта ситуация обязательно выправится. В сентябре идут оживленные продажи картофеля, в октябре начинают активно продавать капусту. А с ноября уже все это заканчивается и низких цен уже больше не будет. Равно как начнут дорожать молочные продукты, потому что ноябрь – это месяц, когда надои молока в стране самые низкие. Понятно, что все это будет сопровождаться ростом цен. Это только сентябрь и октябрь будут относительно благополучными. А в перспективе предстоит рост цен. СНОВА САХАР Сильнее всего из продовольствия, по данным Росстата, подорожал сахар (на 10,4%). В гипермаркетах его цена выросла всего на 1,4%. Нестандартно вел себя сахар и в предыдущие месяцы. Его сильное подорожание статистики отметили и в августе (6,8%). А в столичных гипермаркетах сахар тогда вообще подорожал на 39% – гипермаркеты отменили июльские скидки, удешевившие сахар на четверть. По итогам трех месяцев, в стране сахар подорожал уже на 18,1%, а в гипермаркетах – на 5,7%. Удорожание сахара вызвано временно возникшим на российском рынке дефицитом импортного сахара в момент, когда отечественный свекловичный сахар нового урожая еще не начал поступать. По данным ИКАР, оптовые цены на сахар стали снижаться буквально с первых чисел сентября. А до розницы этот импульс дошел в последнюю неделю месяца, когда Росстат зафиксировал снижение цен на сахар. Подорожало в сетях и подсолнечное масло (почти на 6%), чего в остальной рознице заметно не было. До середины сентября оптовые цены на подсолнечное масло только росли, рассказал руководитель аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов. Уборка подсолнечника началась на 10 дней позже обычного. Розница реагирует на снижение оптовых цен запоздало и слабо, так что, в лучшем случае, подешевевшее масло можно будет увидеть только в октябре. Руководитель аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов о росте цен на подсолнечное масло в сентябре: Оптовые цены на подсолнечное масло росли в августе вплоть до середины сентября. С третьей декады сентября они пошли вниз. Между поставкой с завода и попаданием на прилавок существует определенный лаг, соответственно, еще в сентябре масло в магазинах будет продаваться по достаточно дорогим ценам, поскольку закупка была сделана раньше подешевления. Надо учитывать, что рынок масло был достаточно перегрет в последние три месяца. Был активный экспорт, и все ориентировались на него. Да и уборка подсолнечника началась в этом году позже на десять дней, чем это происходит обычно. Сейчас отставание сократилось. Я думаю, что с учетом того, что оптовые цены на масло пошли вниз и экспорт уже не проходит, поставщики и производители будут вынуждены пересмотреть цены вниз. СПРОС СЛАБ Окончание овощного сезона и оживление спроса потянет ценовые индексы Росстата вверх. Овощи могут начать дорожать уже в октябре, но наиболее вероятно, что они останутся дешевыми до ноября. Подорожает и молоко – традиционно ноябрь отмечен самыми низкими удоями в году. В московских гипермаркетах молоко уже по итогам сентября прибавило в цене 1,5%. Обычно влияние дешевеющих овощей на общий индекс инфляции заканчивается в сентябре или, самое позднее, в середине октября, отмечает экономист банка «Траст» Евгений Надоршин. Затем цены начинают расти. Правда, пока обороты торговли снижаются, повышение цен для торговцев «равносильно самоубийству», говорит Надоршин. Компенсировать низкие цены ритейлеры и производители будут пытаться позже, когда спрос начнет оживать. Экономист банка «Траст» Евгений Надоршин о динамике розничных цен в сентябре: Если судить по данным Росстата за прошлый год, подобное снижение цен за счет овощей заканчивается сентябрем – первыми неделями октября. И дальше цены попросту начинают расти. Не уверен, что у розничных продавцов сейчас такое положение, что они могут себе позволить повышение цен. Скорее всего, они попытаются взять оборотом. Поскольку статистика последних месяцев указывает на снижение объемов розничных продаж. Это означает, что спрос не только не рос, но и понижался. А это значит, что в таких условиях повышать розничные цены, и при высокой конкуренции, равносильно самоубийству. Естественно повышение цен может произойти, но это будут частные случаи, из-за повышения цен поставщиков, производителей и оптовиков, которые вряд ли будут полностью переложены на потребителя. Хотя в долгосрочной перспективе это не продолжится, полагаю, и ритейлеры и производители будут вынуждены компенсировать низкие цены. В октябре – ноябре рост спроса, а значит и цен, еще будет вялым, полагает Оксана Осипова из «Центра развития». Только в декабре, когда бюджет начнет финансировать резкое повышение пенсий, инфляция ускорится. Поэтому высока вероятность, что пока розничные сети в борьбе за покупателей продолжат политику низких цен и различных скидок. Экономист Центра развития Оксана Осипова о росте потребительских цен: Велика вероятность, что в октябре удешевления плодоовощной продукции уже не будет, либо оно окажется совсем небольшим. Начинает восстанавливаться и потребительский спрос, но быстро на инфляции он сказаться не должен. Скорее всего, в октябре – ноябре спрос еще будет вялым, а его рост будет заметен в декабре. На этот месяц намечено повышение пенсий. Пока курс рубля стабилен, и условий для резкого возобновления роста цен нет. На всех рынках товарное предложение большое, и рост цен тормозится спросом. Только когда курс рубля двинется, инфляция может ускориться. Замедление инфляции было бы еще более сильным, если бы не сохраняющийся в этом году рост доходов пенсионеров и бюджетников. Фактически происходит перераспределение рублевого спроса в пользу низкооплачиваемых слоев населения. Кроме того, инфляцию двигает рост тарифов монополий. Их экспортные доходы снизились, а тарифные аппетиты в связи с этим выросли. Сахар-РФ: итоги 2023 года, презентация сахарной отрасли, цены на сахар, подписчики
Комментариев: 0 Просмотров: 60
|
ИКАР | Рынки | Новости | Аналитика | Услуги | Информационные материалы |
© 2002—2024 ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка г. Москва, Рязанский пр-т, д. 24, оф. 604 Тел: +7 (495) 232-9007 www@ikar.ru |
||