|
|
|
Статьи экспертовРезолюция Форума «Грэйнтек» - О развитии рынков глубокой переработки зерновых, масличных, сахарной свёклы30 октября 2014 года В работе «Грэйнтек-2013», Пятого Форума по глубокой переработке зерна, промышленной биотехнологии и "зеленой" химии, приняли участие более 250 делегатов из 15 стран мира, включая такие страны как Казахстан, Украина, Узбекистан, Германия, Франция, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Великобритания, Италия, Турция, Финляндия. Ведущие компании - лидеры отрасли презентовали более 40 докладов о том, что глубокая переработка зерна и промышленные биотехнологии делают для экономического развития и улучшения качества жизни. Российские и международные лидеры в области финансов, нефтяной отрасли, сельского хозяйства, представители государства, инжиниринга, биотехнологии представили последние достижения в быстрорастущем секторе. Событие дало возможность участникам обсудить новые проекты и вопросы государственного регулирования, встретиться с профессионалами в области строительства заводов, финансирования проектов, с потребителями и представителями власти. В наше время мир все более разворачивается в сторону биоэкономики, создания новых возобновляемых видов материалов и энергии, и этот процесс необратим. И все большее количество стран осознает всю важность и практическую ценность происходящих изменений. Мировой рынок биопластиков демонстрирует ежегодный прирост на уровне 30% и оценивается, на сегодняшний день в 1 млн. тонн. Уже сегодня во многих странах мира действует ряд законодательных ограничений и запретов на использование пластиковой упаковки из невозобновляемого сырья. По прогнозам европейской ассоциации производителей биопластиков European Bioplastics, к 2016 году от 30 до 90% мирового производства полимеров может быть замещено пластиками, получаемыми из возобновляемого сырья. Для развития рынка глубокой переработки зерна и промышленных биотехнологий делегаты Форума приняли следующую резолюцию: 1. О основных задачах государственного строительства в части развития промышленных биотехнологий в РФ Основными задачами государственного строительства в части развития промышленных биотехнологий в РФ являются: 1.1. Согласование, доработка и принятие Подпрограммы "Промышленные биотехнологии" (Госпрограмма "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" Минпромторга РФ). Разработка механизмов ее финансового обеспечения, их утверждение. Начало реализации в 2014 году. Данный документ был разработан с привлечением широкого круга специалистов, и представляет собой комплексный, сбалансированный инструмент поддержки становления в России отрасли промышленных биотехнологий. 1.2. Последовательная реализация мероприятий, зафиксированных в Дорожной карте развития биотехнологий и генной инженерии. Следует подчеркнуть, что системообразующие для отрасли документы уже разработаны и частично приняты. Сейчас основная задача - обеспечить их прохождение с наименьшими бюрократическими проволочками и качественный контроль за их реализацией.
2. О развитии рынка биопластиков: 2.1. Участники Форума «Грэйнтек-2013» отмечают высокую актуальность проблем совершенствования и использования механизмов сертификации и другой нормативно-правовой базы в регулировании рынка биополимеров в РФ. 2.2. Участники Форума поддерживают необходимость форсирования работ, направленных на совершенствование и использование механизмов сертификации и другой нормативно-правовой базы в сфере биополимеров, как одного из важнейших направлений в регулировании рынка биополимеров в РФ. 2.3. Участники Форума считают целесообразным включить в первоочередном порядке в План подготовки национальных стандартов и сводов правил следующие стандарты:
2.4. Законодательно закрепить обязательность применения национальных стандартов и правил на всей территории РФ. 2.5. Участники Форума поддерживают инициативу внесения в кратчайшие сроки в Государственную Думу РФ пакет Предложений по законодательному регулированию производства, поставки и использования определенных видов полимерной упаковки в РФ с учетом возросших экологических требований. В пакете предложений предусмотреть:
3. О проекте Технического регламента Таможенного союза «О безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии» Согласно первоначальной редакции Проекта Технического регламента ТС «О безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии» (Приложение 5 ТР 201/00/ТС), содержание массовой доли фосфорнокислых солей, входящих в состав синтетических моющих средств не должно было превышать 14% и последовательно снижаться;
В связи с чем, у производителей синтетических моющих средств действующих на территории стран Таможенного союза возникала необходимость полного отказа от триполифосфата натрия, с целесообразным переходом на натриевую соль лимонной кислоты - цитрат натрия. Причиной ограничения массовой доли фосфорнокислых солей в составе СМС послужили результаты исследований, подтверждающие стимулирующее влияние триполифосфата натрия на массовое зарастание водоемов сине-зелеными водорослями. Однако в текущей редакции этого технического регламента вышеуказанные нормы ограничения содержания фосфатов исключены. В тоже время, научно-производственным объединением синтетических поверхностно-активных веществ НПО «СинтезПАВ» (г. Шебекино) в 1996 году проводились испытания технического цитрата натрия в составе типовой рецептуры порошкообразного моющего средства «Кристалл-М» в качестве заменителя триполифосфата. Кроме того, в 1998 г. испытания проводились в НПАО «РОССА» (г. Пермь), ОАО «Хенкель-Эра» (г. Тосно) и «Procter& Gamble» (г. Новомосковск). Во всех случаях было получено заключение о возможности частичной или полной замены триполифосфатов на цитрат натрия в концентрации в 3 раза меньшей первого без снижения моющей способности СМС. Кроме того, ведущие производители СМС, такие как Procter & Gamble и Henkel, за пределами СНГ используют практику замещения триполифосфата натрия цитратом натрия. В настоящее время в России имеется технология и возможность производства цитрата натрия для СМС по конкурентным ценам на заводах по глубокой переработке зерна и схарной свеклы, но эти проекты не запускаются из-за отсутствия спроса со стороны производителей СМС. Поэтому ограничение содержания массовой доли фосфорнокислых солей, входящих в состав синтетических моющих средств, способно не только снизить негативное воздействие СМС на экологию, но и оказать стимулирующую роль на развитие глубокой переработки зерна в Российской Федерации. Участники Форума поддерживают первоначальную редакцию Проекта Технического регламента ТС «О безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии» (Приложение 5 ТР 201/00/ТС), с постепенным запретом использования фосфорнокислых солей.
4. О развитии глубокой переработки ржи на кормовой белок Для увеличения объемов производства кормового белка необходимо вовлечь в глубокую переработку некондиционную рожь, которая в избытке имеется в России. Участники Форума поддерживают необходимость развития глубокой переработки ржи и включения данной тематики в Подпрограмму «Промышленные биотехнологии» Госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» Минпромторга РФ.
5. О восстановлении в списке организаций, имеющих право на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам предприятий по глубокой переработке высоко-протеиновых сельскохозяйственных культур (сои, пшеницы, ржи, кукурузы, рапса, нута и сорго). В мире глубокая переработка зерна развивается усиленными темпами, однако в России, как отмечалось в докладах участников Форума, это направление искусственно сдерживается. Так, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.12.2012г N1460 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий субъектам Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" были исключены предприятия, занимающиеся глубокой переработкой высокопротеиновых сельскохозяйственных культур (сои, пшеницы, ржи, кукурузы, рапса, нута и сорго) которые до этого, в том числе 2012г, относились к предприятиям, имевшим такое право. Указанное обстоятельство привело к значительному повышению стоимости кредитов и снижению конкурентоспособности российских предприятий и, как следствие, к фактическому стимулированию импорта в РФ продуктов глубокой переработки высокобелковых культур, объем импорта которых, по нашим оценкам, достигает более 2 млн тонн в год. Безусловно, лишение субсидий будет препятствовать и созданию новых производств. Участники Форума поддерживают необходимость включения предприятий по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур (сои, пшеницы, ржи, кукурузы, рапса, нута и сорго) в перечень организаций агропромышленного комплекса, которые имеют право на получение субсидий на закупку продукции российских сельхозпроизводителей для промышленной переработки в виде возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам. Указанная мера будет способствовать развитию в стране глубокой переработки зерна, которая является стратегическим направлением развития индустрии зерна. Россия и другие страны СНГ могут получить существенные выгоды от развития этого направления, поскольку экспортируется не сырье, а продукты его переработки по высокой добавленной стоимости. Помимо существенной экономической выгоды, это обеспечит отрасль дополнительными рабочими местами и внесет вклад в развитие сельских территорий.
6. По применению биоэтанола как топливной добавки Участники Форума поддерживают предложения ОАО "ВНИИ НП" по реализации мероприятий Дорожной Карты "Развитие биотехнологий и генной инженерии" в области использованию топливного биоэтанола. Участники Форума поддерживают включить следующие изменения в действующее законодательство:
Приложение 1 Предложения ОАО "ВНИИ НП" по реализации мероприятий Дорожной Карты "Развитие биотехнологий и генной инженерии" в области использованию топливного биоэтанола
М.А. ЕРШОВ, канд. техн. наук В.Е. ЕМЕЛЬЯНОВ, д-р техн. наук, проф.. ОАО «ВНИИ НП»
Биотопливо - это конечно не только источник возобновляемой энергии, но и один из наиболее важных драйверов развития всей биотехнологической отрасли, а также фундаментальная основа реализации крупных проектов глубокой переработки зерна. Сегодня спектр различных видов биотоплива охватывает практически все сферы применения традиционных «ископаемых» топлив - от биогаза до биокеросина. Подавляющую долю этого спектра по объемам производства занимает топливный биоэтанол, который используется как компонент автомобильных бензинов. В России на всех нефтеперерабатывающих заводах вырабатывается 38,5 млн. т. в год автомобильных бензинов, а в США только биоэтанола как компонента моторных топлив используется более 40 млн. в год. В России топливный биоэтанол не применяется. Введенный в 2006 году акциз на денатурированный этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию сделал использование топливного биоэтанола абсолютно не рентабельным. С момента введения акцизов было разработано множество предложений и законопроектов для для изменения ситуации, но только в 2012 году правительство согласилось их обсуждать, утвердив Программу развития биотехнологий в Российской Федерации до 2020 года». В рамках этой программы, были сформулированы необходимые меры по продвижению топливного биоэтанола, которые обсуждались на пятом форуме «Грэйнтек-2013». Предложения были поданы заинтересованным министерствам и ведомствам и получили положительную оценку, в том числе, от Росалкогольрегулирования. В результате Правительством была утверждена дорожная карта развития биотехнологий, в которой прописаны конкретные сроки и ответственные за реализацию комплекса мер по топливному биоэтанолу, среди которых:
Цель данной публикации и выступления - предложить к обсуждению профессионального сообщества проект изменений в ТР ТС 013/2011. Несмотря на существующий скепсис по поводу перспектив любых подобных предложений, считаем, что данную работу нужно выполнять. Более того, сегодня возможно существуют наиболее благоприятные условия для введения изменений в ТР ТС 013/2011, которые позволят повысить перспективы внедрения топливного биоэтанола в России. Но для этого разрабатываемые предложения должны с одной стороны решать наиболее актуальные проблемы в области производства автомобильных бензинов, с другой стороны расширять возможности применения топливного биоэтанола и повышать его привлекательность на топливном рынке. При этом навязывания биоэтанола как обязательной добавки к бензинам было бы просто безумным и абсолютно губительным для всей рассматриваемой инициативы решением. Нефтяная отрасль найдет правильные технико-экономические и политические аргументы для его моментального блокирования. Наиболее целесообразным является выработка предложений, которые направлены на решение основной задачи нефтепереработки - это выработка высокооктановых бензинов (АИ-92, АИ-95, АИ-98) необходимого качества (Евро-4, Евро-5), в требуемом объеме (с учетом роста автопарка) и в установленные сроки (установлены в ТР ТС). До полного перехода на выпуск бензинов класса 5 осталось 2 года, но нефтепереработка не успевает модернизироваться к этому сроку. Поэтому сегодня для предотвращения дефицита бензина, самым очевидным, но крайне не желательным для Правительства решением будет перенос сроков перехода на выпуск бензинов 4 и 5 класса. Чтобы этого избежать нужно перейти на выпуск бензина Евро-6. Такое предложение на первый взгляд может показаться абсурдным, но в действительности - это наиболее рациональное решение. Технический регламент ТР ТС 013/2011 гармонизирован с Европейскими требованиями к автомобильному бензину, которые устанавливаются стандартом EN228. С мая 2013 года в Европе введена в действие новая редакция настоящего стандарта, которая устанавливает требования к качеству топлива для автомобилей класса Евро-6. Самым главным отличием новой версии стандарта стало увеличение содержание оксигенатов с 2,7 до 3,7 % масс. по кислороду или с 5 до 10% по этанолу. При этом топливо, вырабатываемое по данному стандарту, может применяться практически на всех автомобилях, оснащенных двигателями Евро-4 и Евро-5. Таким образом, огромный потенциальный рынок бензина, соответствующего новым требованиям имеется и в России. В таблице 1 приведена суть предлагаемых изменений в ТР ТС 013/2011. Как видно, в таблицу для автомобильных бензинов добавлен столбец, устанавливающий требования к автомобильным бензинам класса 6. На практике выпуск такого топлива позволит увеличить выработку наиболее востребованных высокооктановых бензинов АИ-95, АИ-98 за счет большего вовлечения оксигенатов, в том числе биоэтанола и продуктов его переработки - ЭТБЭ и ЭТАЭ. Для рынка топливного биэтанола - это будет значительным расширением потенциала. Сегодня, норма по биоэтанолу составляет не более 5%. На нефтеперабатывающих заводах для производства бензина АИ-95 обычно используется МТБЭ в концентрации 7-12%, поэтому применение биоэтанола не позволит заменить МТБЭ, а значит, доступ на многие заводы для него будет закрыт. В прилагаемом проекте изменений к ТР ТС 013/2011 введено понятие топлива Е10, как бензина, содержащего от 6 до 10% об. этанола или от 16 до 22% об. ЭТБЭ либо ЭТАЭ. Однако одного введения этого понятия, безусловно, не достаточно для стимулирования производителей бензина к его использованию. Единственным реальным стимулом может стать только правильная акцизная политика. Поэтому в табл. 2 предлагается проект изменений в Налоговый кодекс РФ в части ставок на автомобильные бензины. Предлагается для бензина класса 6 установить ставку аналогично как для класса 5, а для бензина Е10 класса 6 снизить ставку акциза на 5%. Таким образом, биоэтанол как компонент автомобильных бензинов будет действительно освобожден от акцизов и одновременно у производителей бензина будет дополнительный стимул к применению биотоплива. Таблица 1. Предлагаемые изменения в ТР ТС 013/2011
Таблица 2. Предлагаемые ставки акцизов на автомобильный бензин
См. также:
Сахар-РФ: итоги 2023 года, презентация сахарной отрасли, цены на сахар, подписчики
Комментариев: 0 Просмотров: 616
|
ИКАР | Рынки | Новости | Аналитика | Услуги | Информационные материалы |
![]() |
© 2002—2025 ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка г. Москва, Рязанский пр-т, д. 24, оф. 604 Тел: +7 (495) 232-9007 www@ikar.ru |
![]() ![]() |
|