|
|
|
Новости компаний АПКИнтервью главы Белгоспищепрома: Успех входит в привычку22 апреля 2024 года Сделано в Беларуси. Жители каждой четвертой страны мира не просто слышали эту фразу, давно ставшую нашим бесспорным и узнаваемым брендом, но и попробовали продукцию предприятий концерна «Белгоспищепром», которые открывают все больше новых рынков, а также продолжают заботиться о здоровье нации, выпуская экологически чистые, вкусные и качественные изделия. Белорусский концерн пищевой промышленности объединяет 36 крупнейших организаций отрасли, проводит единую экономическую, техническую и технологическую политику. О достижениях минувшего года журнал «Экономика Беларуси» поинтересовался у председателя концерна Олега Жидкова. – Олег Николаевич, как вы могли бы оценить минувший год, каким он стал для предприятий, курируемых концерном?
– В прошлом году большинство организаций концерна выполнили все показатели, доведенные Правительством, и темпы роста объемов производства даже несколько превысили плановые значения: 106,5% к уровню 2022-го. К слову, и 2022-й крупнейшие производители пищевой индустрии завершили с темпом 103% к 2021-му. Хотя последние два года, не скрою, были достаточно сложными из-за принятых санкционных решений в отношении Беларуси и отдельных предприятий. С учетом потери рынков сбыта и событий, которые происходили и продолжаются рядом с нашей страной. Но вместе с тем удалось разработать комплекс антикризисных решений, в том числе точечных и индивидуальных, найти сильные стороны, ускорить процесс перестройки на новый лад и определить зоны риска, которые предстоит преодолеть, чтобы достичь положительной динамики. Естественно, некоторые отрасли сориентировались легче и быстрее, а иных приходилось чуть ли не в режиме ручного управления вести по намеченному пути. Но полученный опыт показал: резервы есть, практики, которые мы нарабатывали еще в 2022 году, эффективны и начали демонстрировать отдачу. – Организации каких направлений стали драйверами экономического роста и обеспечили успех? – Можно выделить сахарную подотрасль, например, представленную четырьмя комбинатами: Жабинковским, Скидельским, Слуцким и Городейским. В минувшем году выполнена достаточно качественная подготовка к проведению весенних полевых работ с коллегами из Минсельхозпрода и областных исполкомов, на территории которых расположены свеклосеющие хозяйства. Постановлением Совмина увеличены площади посевов до 102 тыс. га, подобраны земли, максимально подходящие для эффективного возделывания культуры. Качественно проведена предварительная подготовка почв, закуплены семена, причем достаточно элитных сортов западной селекции, комплексы удобрений внесены в оптимальные сроки, и на каждом этапе контролировались технологии возделывания культуры. Все это и дало положительные плоды. В итоге мы при плане 5 млн тонн сахарной свеклы убрали с полей почти 5,3 млн. Это серьезная цифра – исторический рекорд за всю историю развития сахарной отрасли Беларуси. По итогам переработки сырья получили 670 тыс. тонн сахара, к уровню 2022 года больше на 15–17% в зависимости от завода. Это и станет нашим главным экспортным потенциалом в нынешнем году. – И мировые цены как раз подросли... – Да, цены на мировых биржах растут. И хотя мы в основном реализуем сахар в странах ЕврАзЭС, где превалирует несколько другая ценовая модель, и в России, например, достаточно много своих производителей, но все равно нынешняя конъюнктура позволяет нашим заводам работать с неплохой нормой прибыли. И внутренний рынок по итогам 2024 года будет обеспечен с коэффициентом 1,5 к тому, что потребляется в стране. То есть вышли не только на уровень самообеспечения, но и превысили его наполовину. Этот результат в сахарной подотрасли максимальный, задействованы все резервы. Объем посевных площадей оптимален. Проводили для эксперимента высев в Витебской и Гомельской областях и будем это делать впредь, чтобы понимать потенциал культуры с учетом изменения климата в тех районах, где она никогда не возделывалась. Эффективность переработки сахарной свеклы зависит от того, насколько быстро она будет доезжать до завода. Ориентир – 100 км, чтобы и транспортные расходы были незначительные, и оборачиваемость ускорена. Представьте: в сезон заготовки в сутки вывозим до 65 тыс. тонн свеклы с полей! Задействовано около 1,5 тыс. единиц техники – от грузовиков до железнодорожных вагонов. Так что в дальнейшем увеличивать производство возможно преимущественно за счет модернизации и глубины переработки сырья. Даже если получим в итоге дополнительные 1,5–2% сахара, уже хорошо для такого стратегического товара. – Кондитерская отрасль на протяжении нескольких лет показывает хорошую динамику. Минувший год, если судить по изобилию на прилавках, не стал исключением? – Хочу отметить, что кондитерская отрасль концерна – одна из самых развитых и модернизированных в пищевой промышленности страны. Другого выхода, как интенсивно развиваться, просто нет, поскольку предприятия уже давно на внутреннем рынке работают в режиме жесткой конкуренции из-за отсутствия барьеров в поставках аналогичной импортной продукции с достаточно агрессивной маркетинговой политикой и борьбой за полки в сетевом ритейле. При этом объемы выпуска и реализации растут, плюс 8% и 8,5% соответственно по итогам 2023 года. Важный момент – удалось сохранить долю продаж на внутреннем рынке при достаточно большом объеме импорта, на 90% – из Российской Федерации, а также из Турции и других стран. Кроме того, неплохо работаем по экспорту. География поставок с каждым годом расширяется – уже более чем в 25 странах знают наши шоколад и конфеты. Но тут важны не разовые отгрузки, а их регулярность. Поступательно все больше заходим на территорию Китая. Объемы продаж растут. И узнаваемость. «Спартак» и «Коммунарка» уже имеют там эксклюзивных представителей, что говорит о растущем спросе и у китайского потребителя, и у китайского бизнеса. Сталкиваемся даже с фактами подделок белорусского шоколада недобросовестными китайскими производителями. Абсолютное сходство до смешения по упаковке, качеству используемой бумаги. Потребителю, который не посвящен в тонкости производства, по внешнему виду очень сложно определить фальсификат. В большей степени это коснулось СП ОАО «Спартак», которое первым начало покорять это направление. – А каковы особенности китайского рынка? – Китай огромен, и вкусовые предпочтения населения разнятся, но регионы, расположенные севернее Пекина и ближе к границе с Россией, очень хорошо воспринимают наши традиционные продукты. Из особенностей – нация ориентируется на здоровый образ жизни, хотят больше натуральности. Это и учитываем в производстве и планировании ассортимента. Например, специально разработали рецептуры водки с долей спирта 69% и 77%. «Спартак» поставляет шоколад с 99% какао, а «Коммунарка» подготовила линейку шоколадных конфет «Лаки Чаки» с низким содержанием сахара и ассортимент шоколада вообще без сахара. Мучные кондитерские изделия производим на основе жиров и маргарина без запрещенных в КНР пищевых добавок, конфеты – из сухого молока. – Однако не только в Китай, а еще и из Китая в Беларусь привезена принципиально новая рецептура конфет. Приоткроете детали? – В прошлом году сразу на двух площадках стартовало производство инновационных кондитерских изделий из сухого молока. «Коммунарка» (на мощностях «Красного пищевика») выпустила молочное драже «Детские истории» в пакетах флоу-пак по 15 и 50 г. «Слодыч» предложил на выбор сразу несколько вариантов: конфеты, вафли, печенье, в том числе без сахара и затяжное с какао и молоком «Молочный сюрприз». Кроме того, «Коммунарка» собирается строить в Лиозно новый цех по выпуску традиционного китайского лакомства из сухого молока с пониженным содержанием сахара. Согласовали выделение участка. Идет этап выбора оборудования (линии по производству прессованных конфет и продукции из сухого молока с крупными добавками) и подготовки технических документов для его закупки. Надеемся реализовать инвестпроект к 2025 году. Будет создано около 20 рабочих мест, и «Коммунарка» сможет занять новую нишу в категории полезных сладостей. Учитывая важность молочных продуктов в рационе питания детей и молодежи, одним из каналов продаж могут стать комбинаты школьного питания, фирменная сеть, прикассовые зоны в гипермаркетах. Кроме того, до 40% молочных конфет ориентировано на экспорт, в том числе в КНР. Ожидаемый объем производства – 360 тонн в год. – Как откликается отрасль на тенденции к импортозамещению? – Кондитеры наши в принципе никогда не стояли на месте. В прошлом году реализован ряд проектов, в том числе по запуску линии плиточного шоколада в СП ОАО «Спартак». Закуплено современное европейское оборудование, которое позволило повысить качество продукции и надежность работы предприятия. До сих пор «Спартак» весь объем шоколада выпускал на одной линии, начиная от молочного, пористого до темного с добавками орехов и изюма. Мощности были загружены на 120%. Это приводило к постоянным переналадкам, как следствие – потери времени, снижение объемов. Эффективность работы просто требовала модернизации. Сегодня предприятие имеет возможность замещать европейские виды шоколада премиального сегмента. То есть выпускаем продукт иного уровня качества, а реализуем его по средним, демократичным ценам. «Коммунарка» в минувшем году приступила к реализации крупного инвестпроекта – будет построено мощное предприятие по переработке какао-бобов (с автоматическим контролем качества) для обеспечения полуфабрикатом не только себя, но и организаций, использующих тертое какао, какао-масло и шоколадную массу. Это молочные комбинаты (в производстве глазированных сырков и мороженого в шоколадной глазури) и кондитерские фабрики, около 200 контрагентов. Ориентируемся и на экспорт. Есть уверенность в том, что планы будут реализованы до 2026 года. Получим, по сути, отдельное предприятие на новой площадке в Партизанском районе Минска, которое, не исключено, в перспективе может заменить нынешнюю «Коммунарку» в том формате, в котором мы ее привыкли видеть. Впрочем, это уже более далекая перспектива, год 2030-й. Открыли новое предприятие «Красный пищевик – Славгород» с импортозамещающим ассортиментом, выпускают жевательные конфеты и желейный мармелад различной конфигурации. Завод в конце прошлого года вышел на проектную мощность, собирается наращивать объемы производства и экспорта. Создано 79 рабочих мест. На «Красном мозырянине» в Наровле тоже в тесном сотрудничестве с местными органами власти планируем провести модернизацию. Основная проблема – значительная доля ручного труда не позволяет выходить на высокие параметры по производительности и эффективности. Есть намерения, объединив усилия со специалистами Гомельского облисполкома, поучаствовать в реализации инвестпроекта с сохранением традиций, качества, ассортимента и узнаваемости бренда. Это задача на 2024 год. Также в нынешнем году планируем начать и в большей степени реализовать программы обновления оборудования в Молодечно и Ивенце. В Молодечно «Слодыч» ввел новые мощности производства вафельных трубочек с начинкой (660 тонн в год), планируется выпуск плоских вафель. На ивенецкой площадке собираемся делать жевательную мягкую карамель. В течение первого полугодия завершим все подготовительные этапы, во втором – стартуем. Кроме того, предприятия активно инвестируют капиталы в развитие фирменной торговли. См. итоги и перспективы аграрных рынков и Маржи от ИКАР за все годы - 1; 2; 3; 4:
Сахар-РФ: итоги 2023 года, презентация сахарной отрасли, цены на сахар, подписчики
Комментариев: 0 Просмотров: 76
|
ИКАР | Рынки | Новости | Аналитика | Услуги | Информационные материалы |
![]() |
© 2002—2025 ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка г. Москва, Рязанский пр-т, д. 24, оф. 604 Тел: +7 (495) 232-9007 www@ikar.ru |
![]() ![]() |
|