29 сентября 2009 года
Основная задача госрегулирования сахарной отрасли - способствовать максимальному расширению внутреннего и внешнего рынков для отечественной промышленности, увеличению производства свекловичного (по возможности из отечественных семян) и сырцового сахара, диверсификации сбыта (увеличению отдачи от реализации сопутствующих продуктов - мелассы, жома, извести, тепло- и электроэнергии и т. п.) и расширению экспорта.
Таким образом, идеальная ситуация в отрасли может выглядеть следующим образом:
• из потребляемых Россией 5,8-6,0 млн тонн сахара максимально возможная доля покрывается свекловичным сахаром, производство которого ежегодно увеличивается (см. таблицу);
• оставшаяся часть потребления восполняется переработкой сахара-сырца на российских заводах;
• импорт готовой продукции (белого сахара) практически отсутствует;
• отечественные заводы имеют возможность производства и реализации всех сопутствующих продуктов - мелассы, гранулированного жома, извести, тепло- и электроэнергии, семян сахарной свеклы и т. п.;
• сахарная индустрия России проводит активную экспортную политику сопутствующими продуктами, толинговым сырцовым сахаром, а также потребительским сахаром (брэндинг).
Для выполнения обозначенных долгосрочных целей необходимо обеспечить ряд условий:
• гарантировать внутренние цены на сахар на уровне не менее 550 долл./ тонну как минимум на 3 года вперед, режим импорта сахара должен оставаться стабильным, без существенных "таможенных дыр";
• устранить препятствия для инвестиций в свеклосахарный комплекс;
• устранить препятствия для реализации сопутствующей продукции;
• обеспечить безубыточность сырцового бизнеса (решение проблем шкалы пошлин, взаимодействия со странами СНГ, нелегитимного импорта);
• обеспечить комплексную защиту от импорта готовой продукции (СНГ, Калининград, нелегитимный импорт);
• внедрить программу поддержки экспорта.
Сахарная индустрия России и смежные с ней отрасли вырабатывают широкий ассортимент готовой продукции и сырья для производства продовольствия и напитков, а также кормов для животноводства. В частности, это сахар различного качества: сахар-песок - ГОСТ 21-94, рафинированный сахар-песок - ГОСТ 22-94 (в мешках по 50, 25, 10 кг, в розничной упаковке до 3 кг, в промышленной упаковке типа биг-бэг от 300 до 1500 кг, а также в бестарном виде), кусковой сахар, сахарные сиропы, меласса (патока), свекловичный жом.
Из мелассы производят дрожжи, спирт, пищевые кислоты и их соли (лимонная, молочная), белковые корма для животноводства (лизин, метионин и др.), в последние годы она стала использоваться даже для производства напитков и продовольствия, в которых не важны прозрачность или белый цвет продукции.
Следует отметить рост внимания к перспективной функциональной добавке во многие виды продуктов питания - свекловичному жому благодаря высокому содержанию в нем клетчатки, пектинов и других полезных веществ. Меласса, свекловичный жом и сопутствующие продукты переработки мелассы являются важными кормовыми добавками для крупного рогатого скота, лошадей и других животных.
Начиная с 1999 г. благодаря эффекту импортозамещения в результате девальвации рубля и усилению мер защиты отрасли в России динамично растет производство свекловичного сахара (рис. 1, 2).
Сахарная индустрия - одна из основ российского сельского хозяйства и аграрно-промышленного комплекса, в первую очередь в ключевых регионах, которые производят более 80% всего сахара в России: Краснодар, Воронеж, Белгород, Тамбов, Липецк, Курск, Казань, Уфа.
Закономерна заинтересованность государства в поступательном развитии собственной сахарной индустрии и аграрно-промышленного комплекса (АПК) в целом, в развитии внутренних и внешних рынков сбыта продукции отрасли.
Для достижения этих глобальных целей необходимо осуществление мероприятий по следующим направлениям:
• увеличение производства сахарной свеклы в России;
• увеличение мощностей и объемов переработки сахарной свеклы, отдачи от сопутствующих продуктов и т. д.;
• ограничение импорта готовой продукции (сахар, сироп и сахаросодержащая продукция);
• перевод (частичный) конкуренции на рынке сахара с ценового поля на качественный уровень;
• снижение ценовых рисков на рынке сахара и продуктов АПК, в том числе государственными закупками;
• увеличение числа потребителей сахара в России;
• поддержание относительно высокого уровня подушевого потребления сахара населением;
• снижение избыточных мощностей по переработке сахара-сырца;
• увеличение внутреннего потребления сопутствующих продуктов сахарной отрасли (мелассы, свекловичного жома и др.);
• увеличение экспорта сахара и сахаросодержащей продукции и сопутствующих продуктов сахарной отрасли.
Сахарная индустрия России заинтересована в повышении инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности. Особое значение для этого имеет принятие национальной программы поддержки сельского хозяйства и аграрно-промышленного комплекса (АПК).
В обозримой перспективе (к 2007-2009 гг.) на российском рынке останется место только для эффективных сахарных заводов, удовлетворяющих минимально необходимым требованиям:
• мощности (переработка более 3 тыс. тонн свеклы в сутки);
• загруженности (свеклозона как минимум на 90 дней работы);
• наличию собственных газифицированных, а не мазутных ТЭЦ и жомосушек;
• наличию прилегающих железнодорожных линий (причем не тупиковых с перспективой их закрытия);
• автоматизации производства;
• наличию емкостей для хранения всего объема сырья и готовой продукции, ожидаемой к производству в свекловичный сезон;
• диверсификации продукции - гранулированный жом, меласса, электро- и теплоэнергия и др. (их доля в общей выручке завода должна существенно вырасти);
• ориентации на потребителя по сервису, качеству (соответствие требованиям ГОСТ) и упаковке (дозаторы для мешков по 50, 25, 10 кг + розничная фасовка);
• экспортной ориентированности (сопутствующая продукция и внешний толлинг сырца).
Рассмотрим основные направления развития отрасли и перечислим меры, необходимые для их успеха.
УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА САХАРНОЙ СВЕКЛЫ В РОССИИ
Достижению этого результата будет способствовать выполнение следующих условий:
1) развитие сырьевых зон сахарных заводов - устойчивое развитие сельской инфраструктуры в свеклосахарных регионах, сохранение и развитие филиальных подразделений федеральных служб и организаций, в первую очередь в зоне деятельности работающих сахарных заводов (~10-30 км):
• общественной (медицина, образование, культура, жилье);
• финансовой (банки, страхование);
• технической (мелиорация, электрификация, газификация, дороги, почта, связь, водоснабжение, канализация);
• сферы услуг (транспорт, ветеринарные, бытовые, гостиничные услуги, общественное питание);
2) разработка программы возрождения отечественного семеноводства свеклы, в частности:
• снижение НДС на семена сахарной свеклы с 18 до 10%;
• координация селекционно-семеноводческой работы по сахарной свекле в РФ и СНГ;
• размещение семенных посевов элиты исключительно в специализированных хозяйствах;
• введение отчислений (роялти) на финансирование отечественной селекции семеноводческих хозяйств для использования гибридов и сортов отечественной селекции в размере 2-5% от стоимости реализованных семян элиты и 1-й репродукции;
• подготовка кадров отрасли, поддержка отраслевых учебных заведений;
• внедрение на семенных заводах технологии дражирования и инкрустирования семян;
• внедрение лучших компонентов защитно-стимулирующих средств при дражировании семян;
• переход на мелкотарную упаковку семян;
• переход на семенных заводах на приемку семян бестарным способом большегрузными автомобилями и внедрение контейнерной приемки сырья;
• введение системы сертификации для предприятий, производящих предпосевную подготовку семян;
• субсидирование кредитной ставки из федерального и регионального бюджетов при выдаче сезонных кредитов семенным хозяйствам и заводам;
3) решение проблем хранения сахарной свеклы, выращенной из семян импортной селекции. Например, по оценкам специалистов, низкая лежкость корнеплодов из таких семян часто связана с низкой агрокультурой земледелия, значительным числом перевалок корнеплодов и недостаточным применением удобрений из макрокалия и микробора. Необходим тщательный отбор семян импортной селекции повышенной лежкости и устойчивости к болезням с публикацией рекомендаций для участников Союзроссахара накануне каждой посевной кампании;
4) снятие ограничений на объем субсидирования кредитной ставки из федерального и региональных бюджетов при закупке сельскохозяйственной техники, удобрений, ГСМ, средств защиты растений и семян;
5) развитие лизинговых схем приобретения сельскохозяйственной техники, в первую очередь свекловичной и тракторной;
6) разработка программ кредитования сезонных закупок удобрений, ГСМ, средств защиты растений и семян;
7) введение на постоянной основе сезонной скидки на перевозку сахарной свеклы по железной дороге с 15 августа по 31 декабря;
8) повышение агрокультуры земледелия. Неукоснительное соблюдение севооборота. Переход к технологиям без использования ручного труда. Регулярное проведение выставок, семинаров, конференций в основных свекловичных регионах (Краснодар, Воронеж, Белгород, Тамбов, Липецк, Курск, Казань, Уфа) для руководителей и специалистов агрофирм при участии Минсельхоза, Союзроссахара, журнала "Сахарная свекла", районных и областных сельскохозяйственных управлений, производителей семян, сельхозтехники, удобрений и средств защиты растений;
9) разработка и реализация программ повышения плодородия почв, в частности путем отнесения заводами и хозяйствами расходов по погрузке, транспортировке и внесению на поля дефеката и извести в счет уплаты земельного налога;
10) развитие Земельного кадастра, надлежащее оформление земельных паев и обеспечение права собственности на землю. Цель - превращение земли в ближайшие 1-2 года в полноценное залоговое обеспечение кредитов и создание вторичного рынка земель сельхозназначения. Упрощение процедур и удешевление затрат на межевание, оформление и регистрацию земельных долей, в том числе за счет субсидирования из бюджета.
УВЕЛИЧЕНИЕ МОЩНОСТЕЙ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ САХАРНОЙ СВЕКЛЫ
Необходимые условия:
1) возвращение сахарным заводам статуса сезонного сельхозпроизводителя для уплаты налога на имущество и земельного налога, которая должна осуществляться по итогам года в I кв. следующего года;
2) исключение из базы обложения земельным налогом кагатных полей, жомовых ям и полей фильтрации сахарных заводов;
3) возврат ранее действовавшей на федеральном уровне инвестиционной льготы по налогу на имущество для сельхозпереработчиков;
4) возвращение ранее отмененной инвестиционной льготы по налогу на прибыль предприятий;
5) снижение импортных пошлин на оборудование сахарных заводов и "обнуление" пошлин на оборудование, не производимое в РФ. Установление механизмов рассрочки уплаты таможенных платежей при импорте оборудования;
6) увеличение заводских емкостей хранения белого сахара, а также сопутствующих продуктов до размера ожидаемого производства свекловичного сахара, в первую очередь бестарного и, возможно, в виде сиропа;
7) увеличение фабричных мощностей мелкой розничной расфасовки (до 2 кг, включая кусковой сахар), промышленной упаковки (биг-бэги по 300-1200 кг) и палетирования сахара на сахарных заводах;
8) снятие ограничений на объем субсидирования кредитной ставки из федерального и регионального бюджетов при финансировании модернизации сахарных заводов;
9) развитие лизинговых схем приобретения оборудования сахарных заводов;
10) газификация, полная автоматизация сахарных заводов, строительство железнодорожных подъездных путей, модернизация заводов с целью снижения материало- и энергоемкости производства и увеличения мощности переработки;
11) строительство линий по сушке паром и грануляции (малые гранулы) свекловичного жома на газе (установка прессов глубокого прессования жома позволит существенно снизить энергозатраты при сушке);
12) увеличение продаж "на сторону" тепло- и электроэнергии за счет получения сахарными заводами статуса оптовых продавцов и компенсации затрат на содержание социальной инфраструктуры со стороны местных бюджетов (многие заводские ТЭЦ производят больше тепло- и электроэнергии, чем потребляет завод, но при этом не имеют возможности ее продавать);
13) активная борьба с монополизацией рынка сырья, материалов и упаковки для сахарных заводов (уголь, известняк, ГСМ, полимеры и проч.). Постоянное взаимодействие Союзроссахара с Федеральной антимонопольной службой.
Для реализации этих направлений следует решить такие задачи, как:
1) подготовка кадров для отрасли в рамках национальной программы поддержки образования; при участии Союзроссахара, журналов "Сахарная свекла" и "Сахар", районных и областных сельхозуправлений поддержка основных учебных заведений отрасли (РНИИСП, МГУПП, Краснодарский университет, Жердевский сельскохозяйственный колледж, областные сельхозтехникумы и институты); гарантии трудоустройства для выпускников; упрощение и ускорение процедуры регистрации и получения вида на жительство для отраслевых специалистов, квалифицированных рабочих и членов их семей из стран - производителей сахарной свеклы (СНГ, ЕС, Восточная Европа, Турция, Иран, Китай); совместно с Минсельхозом, Минобразованием, Союзроссахаром и другими отраслевыми объединениями подготовка издания справочника учебных заведений России для аграрно-промышленного сектора и пищевой промышленности;
2) расширение списка участников Союзроссахара за счет производителей сахарной свеклы, потребителей сопутствующих продуктов (производителей дрожжей, спирта, пищевых аминокислот и переработчиков мелассы и жома), региональных производителей кускового сахара. Это позволило бы придать вес Союзу и усилить лоббирование общих интересов в органах власти;
3) лоббирование принятия инвестиционно привлекательного регионального законодательства в свекловичных регионах.
СНИЖЕНИЕ ИЗБЫТОЧНЫХ МОЩНОСТЕЙ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ САХАРА-СЫРЦА
Условия достижения:
1) загрузка части избыточных российских мощностей толлинговой переработкой сахара-сырца для стран СНГ, Ирана, Афганистана, Монголии;
2) введение для заводов квалификационных требований для переработки сахара-сырца: соответствие требованиям ГОСТ (21-94 и/или 22-94), наличие складов для сырца и белого сахара не менее чем на 30-дневное производство, членство в отраслевом союзе производителей.
ПЕРЕВОД (ЧАСТИЧНЫЙ) КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ САХАРА С ЦЕНОВОГО ПОЛЯ НА КАЧЕСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ
Для успешного осуществления данного процесса необходимы:
1) разработка новых стандартов на всю продукцию сахарной индустрии; организация деятельности независимой экспертизы и отраслевого арбитра качества; рекламная кампания системы новых стандартов; жесткие меры к заводам -производителям сахара, не соответствующего ГОСТам, вплоть до закрытия (пример производителей соков свидетельствует о действенности подобных мер);
2) ужесточение требований к розничной упаковке всех видов бакалейных товаров, в частности сахара-песка и сиропов, вплоть до полного запрета расфасовки бакалейных товаров в местах продаж;
3) развитие системы дистрибуции сахара, отказ от "лишних" посредников в цепи "производитель - потребитель";
4) разработка торговых марок сахара-песка и кускового. Для стимулирования развития потребительского рынка сахара следует снизить импортные пошлины на готовый продукт в розничной упаковке (белый сахар и другие его разновидности). Достаточно установить импортные пошлины на готовый продукт всего на 90 долл./тонну выше, чем на сахар-сырец. При этом автоматически снизится размер "контрабандной премии" при импорте белого сахара из стран СНГ;
5) разработка отраслевыми компаниями, Союзроссахаром и Минсельхозом единых принципов работы с сетевой розницей, борьба с монополизмом и произволом розничных сетей.
СНИЖЕНИЕ ЦЕНОВЫХ РИСКОВ НА РЫНКЕ САХАРА И ПРОДУКТОВ АПК, В ТОМ ЧИСЛЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЗАКУПКАМИ
Естественно, цены российского рынка всегда были и будут связаны с мировым рынком. В то же время ряд особенностей российского рынка привносит свою лепту в ценовые колебания. Можно было бы надеяться на некоторое снижение зависимости внутреннего рынка от внешнего в случае решения следующих вопросов:
1) сокращение импортозависимости - наращивание производства свекловичного сахара. Доля свекловичного сахара в российском потреблении выросла с 22% в 1998 г. до 52% в 2006 г. Дальнейший рост производства во многом определяется новыми инвестициями, так как в последние 15-20 лет российская сахарная индустрия оставалась в значительной мере недоинвестированной. Для устойчивого притока инвестиций в свеклосахарную индустрию необходим устойчивый режим импорта сахара и сахаросодержащих продуктов. Задача ближайшего времени - расширение шкалы импортных пошлин, а лучше - принятие формулы обратной зависимости импортной пошлины от мировой цены (аналогично экспортным пошлинам на нефть). Ныне действующая шкала не способствует стабилизации рынка и поддержке потребителей сахара (при котировках выше 9 ц/аф пошлина перестает снижаться);
2) обеспечение безубыточности сырцового бизнеса. Для этого необходимо ограничить импорт готового белого сахара и сиропов любого происхождения, в первую очередь из стран СНГ и через СЭЗ Калининградской области, создав единый крупный таможенный склад временного хранения (СВХ) в Центральном ФО с обязательной разгрузкой и проверкой происхождения товара.
3) диверсификация источников сахара-сырца. Доля Бразилии в мировом экспорте сахара динамично растет уже третье десятилетие и превысила 40%, ее часть в поставках в Россию в 2005 г. составила более 80%. Диверсификация поставок сырца по компаниям и странам происхождения позволила бы сгладить колебания и несколько снизить размер поставочной (фрахтовой) премии при импорте сырца. Среди стран-экспортеров, кроме традиционных Бразилии и Кубы, - Гватемала, Аргентина, Колумбия, Никарагуа, Сальвадор, Коста-Рика, Гондурас, Мексика, Таиланд, Австралия, ЮАР, Свазиленд, Индия, Маврикий и др. Среди компаний, кроме известных Sucden, Cargill, E.D.&F.Man, Vitol и Dreyfus, - Bunge, Noble, Tate&Lyle, Glencore, Metelman, Czarnikow, Olam, Sussex, Intersun, Al Nouran, Coimex, Fluxo, Copersucar и др.;
4) выравнивание предложения и спроса госзакупками, формирование запасов. Создание федерального продовольственного фонда с прозрачным и открытым механизмом закупки и реализации продовольствия могло бы сгладить локальные дефициты сахара на рынке. То есть в период пикового спроса на сахар (с 15 июня по 31 июля) закупки должны быть ограничены и даже запрещены, а в период сезонного производства свекловичного сахара (с 15 сентября по 15 декабря) должна осуществляться львиная доля (2/3) годовых закупок всеми ведомствами. Также основной объем реализации сахара из Росрезерва желательно осуществлять в период "пикового" летнего спроса. Своевременное финансирование и отгрузка в рамках "северного завоза" уже в мае-июне также будет способствовать сглаживанию июльского спроса на сахар;
5) решение вопросов логистики. Ряд мероприятий позволил бы ограничить предложение сырца и белого сахара в разгар свекловичной кампании:
• организация крупных (40-60 тыс. тонн) портовых складов для сахара-сырца в Туапсе и Новороссийске позволит стабилизировать поток импорта сырца и снизить судовые простои. Возможность работы на обоих складах должны получить любые компании - поставщики и импортеры сырца;
• организация на всех сырцовых заводах крупных складов белого сахара, в том числе бестарного, позволит сгладить пики предложения сахара в разгар переработки и свеклы, и сырца;
• на время свекловичной кампании с сентября по январь ввести сезонное ограничение числа пунктов пропуска при импорте сахара-сырца двумя российскими портами - Туапсе и Новороссийском;
6) развитие крупнооптового звена системы дистрибуции сахара. Пертурбации системы дистрибуции сахара в последние годы привели к формированию несколько искаженной картины рынка. В изнурительной борьбе выжили только "настоящие зубры", ставшие монополистами в своих регионах. Развитие конкуренции на локальных рынках могло бы снизить влияние данного фактора. Так, выход сетевой розницы на рынок сахарного опта мог бы составить конкуренцию подобным компаниям;
7) запуск биржевой торговли сахаром в России. Теоретически идеальным вариантом решения проблемы ценовых рисков на российском рынке могла бы стать организация фьючерса на белый сахар с возможностью физической поставки на отечественной бирже. Базисом поставки 20 тонн белого сахара могут служить сертифицированные склады в крупнейших регионах-потребителях - Москве и Московской области. Для успешного запуска срочных инструментов, кроме всемерной поддержки государственных ведомств, ведущих бирж и Союзроссахара, необходима критическая масса участников со стороны как производителей и трейдеров, так и потребителей и финансистов.
УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ САХАРА В РОССИИ
Мероприятия для реализации:
1) активное участие отрасли в программах борьбы с диабетом и ожирением вместо пассивной уступки рынка альтернативным продуктам и технологиям. В частности, популяризация использования свекловичного жома (содержит пищевые волокна, пектины) как функционального наполнителя в продуктах питания;
2) некоторое смягчение иммиграционной политики России в отношении квалифицированных специалистов в сельской местности и малых городах позволило бы компенсировать наблюдаемое в последние годы сокращение общей численности населения.
ПОДДЕРЖАНИЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ПОДУШЕВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ САХАРА НАСЕЛЕНИЕМ
Меры для решения данной задачи:
1) борьба с бедностью обеспечит рост подушевого потребления сахара населением, расходующим менее 20 кг в год. Одна из возможных мер, например, увеличение вычета из базы обложения подоходным налогом до размера прожиточного минимума;
2) ужесточение требований к маркировке и использованию в продуктах питания, особенно для детей, синтетических подсластителей и сахарозаменителей, в первую очередь таких "дешевых" и "полезных", как сахарин и цикламаты (ограничены к применению во многих странах мира). Необходима активная позиция отраслевого союза в этом вопросе;
3) культивирование и пропаганда традиций домашних заготовок, выпечки и изготовления домашних алкогольных и безалкогольных напитков;
4) обеспечение региональных программ поддержки садов и ягодников хозяйств и населения.
ОГРАНИЧЕНИЕ ИМПОРТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ (САХАРА, СИРОПА И САХАРОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ)
Необходимые условия:
1) отменить "таможенный оффшор" в Калининградской и Магаданской областях, т. е. беспошлинный и внеквотный импорт продовольствия в рамках СЭЗ. По крайней мере, обеспечить невозможность реэкспорта импортного продовольствия из этих регионов на "большую землю";
2) требовать установления в странах СНГ, имеющих свободный режим торговли сахаром с РФ, беспошлинного режима импорта для российского толлингового сырцового сахара до момента полной унификации размера и условий оплаты таможенных платежей при импорте сахара и сахаросодержащих продуктов. Потребление стран СНГ оценивается в ~1,5 млн тонн сахара в год, и Россия может получить крупный рынок сбыта толлингового сырцового сахара. Таким же образом необходимо действовать России и при интеграции рынка сахара с Украиной;
3) с января 2006 г. были "обнулены" пошлины на какао-бобы, арахис, кофе и другое не производимое в России сырье. Указанные меры должны привести к увеличению промышленного потребления сахара в РФ;
4) отменить пошлины на компоненты, не производимые в России, для стимулирования развития кондитерской отрасли и увеличения промышленного потребления сахара в РФ. Кроме "обнуленных" в начале 2006 г. пошлин на какао-бобы, арахис и кофе, речь идет о госсборе на фундук и агар;
5) для поддержки отечественных промышленных потребителей сахара и борьбы с практикой занижения таможенной стоимости на всю сахаросодержащую продукцию (кондитерские, хлебобулочные и молочные изделия, консервы, соки и т. д.) ввести/увеличить специфическую составляющую импортной пошлины (в отличие от адвалорной, специфическая пошлина измеряется не в процентах, а в абсолютных величинах евро/кг). Также ввести дополнительную небольшую сезонную пошлину, действующую во втором полугодии (с июля по декабрь), на продовольствие в размере ~0,01 евро/кг;
6) ввести дополнительную небольшую пошлину на продовольствие, упакованное в розничную упаковку (менее 3 кг/л), в размере ~0,01 евро/кг, чтобы стимулировать импортеров продовольствия начать производство в России.
УВЕЛИЧЕНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ СОПУТСТВУЮЩИХ ПРОДУКТОВ САХАРНОЙ ОТРАСЛИ (МЕЛАССЫ И СВЕКЛОВИЧНОГО ЖОМА) В РОССИИ
Необходимо выполнение следующих условий:
1) расширить парк специализированного подвижного состава (цистерн, зерновозов крытых и пр.) путем увеличения инвестиционной привлекательности за счет роста доли вагонной составляющей в общем железнодорожном тарифе;
2) обеспечить бесперебойную перевалку мелассы в холодное время года без необходимости выработки пара заводскими ТЭЦ путем массового внедрения насосов ковшового типа;
3) для поддержки потребителей сопутствующих продуктов сахарной индустрии и борьбы с практикой занижения таможенной стоимости ввести/увеличить специфическую составляющую импортной пошлины на дрожжи, пищевые кислоты (лимонная, молочная и др. и их соли), аминокислоты, спирт и комбикорма;
4) в рамках национальной программы поддержки животноводства в РФ обеспечить увеличение производства кормов. В первую очередь создать инвестиционно привлекательные условия, включая госгарантии и частичное финансирование (например, компенсацию кредитных процентов), для строительства в центральной части России завода по производству белковых кормов (лизин, метионин и др.), сырьем для которого служит свекловичная меласса. Необходима отраслевая кампания по популяризации использования свекловичного жома в комбикормах для крупного рогатого скота, лошадей и других животных;
5) принять программу использования этанола в смеси с бензином. Добавка этанола до 5% не потребует модернизации двигателей автомобилей, эксплуатируемых в России. В качестве эксперимента можно начать программу с добавления 3-5% этанола в 8 ключевых свеклосахарных регионах, в первую очередь в районах, не производящих нефтепродукты, - в Воронеже, Белгороде, Тамбове, Липецке, Курске;
6) массово внедрять сушку и грануляцию сухой барды, сопутствующего продукта спиртовой промышленности, что позволит расширить кормовую базу животноводства и будет способствовать росту потребления свекловичной мелассы на спирт;
7) для снижения транспортных расходов включить гранулированный и сухой свекловичный жом навалом в список товаров, разрешенных для перевозки в крытых вагонах;
8) построить завод по производству пектина из свекловичного жома в центральной части России, который мог бы поддержать внутренние цены на сухой и гранулированный жом;
9) разработать региональную программу развития животноводства в свеклосахарных регионах, в первую очередь в 8 ведущих регионах.
УВЕЛИЧЕНИЕ ЭКСПОРТА САХАРА И СОПУТСТВУЮЩИХ ПРОДУКТОВ САХАРНОЙ ОТРАСЛИ (МЕЛАССЫ И СВЕКЛОВИЧНОГО ЖОМА)
Достижение результата обеспечат:
1) активное развитие экспорта тол-лингового сырцового сахара в страны СНГ, Иран, Афганистан, Монголию. Орга-низация крупных заводских таможенных складов сахара-сырца и белого сахара, прежде всего в Краснодарском крае;
2) открытие для грузовых перевозок не действующих в последние годы желез-нодорожных переходов со странами СНГ, особенно с Украиной, таких как Волфино - Глушково, Пушкарное - Илек-Пеньковка и др., позволит загрузить малооживленные участки железной дороги, снизить транс-портные издержки приграничных регио-нов при экспорте мелассы, жома и про-дукции АПК в направлении Украины и стран Восточной Европы;
3) строительство терминалов для экс-порта продукции АПК, включая гранули-рованный жом, мелассу, сахар, зерновые и пр. на Черном, Азовском, возможно, Каспийском (Оля, Махачкала) и Балтий-ском морях (Усть-Луга), с крупными емко-стями для хранения, таможенными скла-дами и пограничными пунктами, желез-нодорожными подъездными путями;
4) разработка межгосударственного стандарта СНГ на мелассу и гранулиро-ванный жом, приближенного к требова-ниям аналогичных стандартов ЕС;
5) разработка программы стимулирования экспорта мелассы и гранулированного жома.
Также необходимо принятие стандартных мер по стимулированию экспорта всей продукции российского АПК:
1) включение сахара, мелассы, гранулированного жома, продуктов их переработки, семян сахарной свеклы и другой продукции АПК в перечень промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой оказывается государственная гарантийная поддержка. Так, в Распоряжении Правительства РФ от 21 сентября 2004 г. № 1222-р из продовольствия присутствует только пиво. Необходимо субсидирование из бюджета процентных ставок по таким кредитам;
2) перевод железнодорожных тарифов при экспорте сахара, мелассы, гранулиро-ванного жома и другой продукции АПК с международного МТТ на внутренний Прей-скурант 10-01, что ниже почти в 2 раза;
3) упрощение и ускорение возврата экспортного НДС на продукцию АПК. Не-допущение разночтения налоговыми орга-нами положений в документах (как прави-ло, требований дополнительных сведений имеет целью замедлить возврат НДС);
4) переход на сертификацию и получе-ние необходимых отгрузочных документов по принципу <одного окна>. Упрощение та-моженного оформления экспорта, устано-вление конкретных сроков предоставле-ния документов для сертифицирующих ор-ганизаций и установление четко опреде-ленного списка документов, требуемых для оформления экспортных документов;
5) активизация деятельности кон-сульств и торгпредств России за рубежом по защите интересов российских компа-ний, организация консультационных цент-ров, оказывающих юридические и эконо-мические услуги российским производи-телям; стимулированию экспорта: либерализа-ция условий участия во внешней торгов-ле; поощрение деятельности организа-ций, обслуживающих экспортеров; уско-рение технологического обновления экс-портоориентированных производств; снижение транзакционных издержек при заключении экспортных сделок; предос-тавление информационной поддержки экспортерам, их финансовая поддержка.
Необходима также защита отечест-венных производителей со стороны госу-дарства: завершение структурной рефор-мы (следствием станет повышение конку-рентоспособности российских произво-дителей); улучшение инвестиционного климата в стране и облегчение доступа ккредитным ресурсам; стимулирование факторной производительности; поощре-ние равноправной конкуренции при за-щите национального производства; ис-ключение отдельных производств из схем внешнеторговой либерализации; использование инструментов тарифной и нетарифной политики; защитные меро-приятия против субсидированного и дем-пингового экспорта.
Источник: РЦБ. Рынок ценных бумаг
#сахар #итоги-года-ИКАР
Сахар-РФ: итоги 2023 года, презентация сахарной отрасли, цены на сахар, подписчики
Перспективы всех аграрных рынков подробно рассматриваются в феврале на ежегодной Международной Конференции сельскохозяйственных производителей и поставщиков средств производства и услуг для аграрного сектора ГДЕ МАРЖА
Комментариев: 0
Просмотров: 378
Пока нет комментариев. Станьте первым!
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.