|
|
|
Статьи экспертовЭкспорт сахара: реалии и возможности. В сезоне-2019/20 вывоз превысит 800 тысяч тонн03 марта 2020 года В результате рекордного производства сахара в текущем сельхозгоду на российском рынке сформировался изрядный излишек продукта — около 1,8 млн т. По поставкам сахара за рубеж тоже ожидается рекорд, однако экспортный потенциал в этом сезоне реализован не будет. Что сдерживает отгрузки и на какие рынки может поставляться отечественная продукция, расскажет автор этой статьи Еще пять лет назад российский рынок сахара был дефицитным и зависимым от ввоза зарубежной продукции. Но на фоне импортозамещения, при определенной государственной поддержке, а также благодаря развитию и успешному внедрению бизнесом современных агротехнологий на рынке в последние пару сезонов наблюдается перепроизводство, сопровождающееся огромным экспортным потенциалом. В сезоне-2019/20 выпуск сахара превысит 7 млн т при внутреннем его потреблении, по данным Росстата, около 6 млн т. С учетом переходящих запасов и импорта излишек продукта в текущем сельхогоду достигнет 1,8 млн т. Стимулы для увеличения отгрузок Статистика экспорта последних лет четко показывает, что весь объем «лишнего» сахара с внутреннего рынка никогда не вывозится. Кроме этого, география поставок всегда ограничивалась в основном странами СНГ и Центральной Азии. Тем не менее в сезоне-2019/20 отгрузки сахара за рубеж станут рекордными и составят порядка 800 тыс. т. С августа по январь из страны уже вывезено свыше 514 тыс. т, в то время как годом ранее за аналогичный период — лишь немногим более 115 тыс. т. В первую очередь увеличению экспорта способствовала ценовая конъюнктура. За счет накопления товарных запасов и высокого урожая в 2019 году цены на сахар в ноябре прошлого года достигли своего дна, упав на 23% по отношению к показателям августа, на 49% — к январю, и сравнялись с уровнем минимальных за десять лет значений (18,5 тыс. руб./т, или $290, с НДС, базис Краснодар). В то же время мировые цены на сахар-сырец и белый сахар с августа по декабрь прошлого года выросли до $300/т и $360/т соответственно. То есть российские цены стали ниже мировых и, как результат, конкурентоспособными, так как достигли уровня спроса стран-импортеров. Сокращение внутренних цен до менее чем $300/т на фоне подъема мировых привело к тому, что вывоз сахара в контейнерах (с учетом высокой стоимости данного вида перевозок в целом) стал доступным для российских экспортеров, чем они не преминули воспользоваться. Так, только в декабре 2019-го из России на экспорт через Черное море в контейнерах в страны дальнего зарубежья (Грецию, Хорватию, Турцию, Сербию) было отправлено почти 3,3 тыс. т сахара. Впрочем, ввиду высоких импортных пошлин в странах ЕС ($339/т на сахар-сырец и $419/т на белый сахар) очевидно, что в Грецию и Хорватию российская продукция пошла транзитом. Еще одним стимулом роста спроса на отечественную продукцию стало принятое Советом Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) решение «Об отнесении сахара белого, являющегося иностранным товаром, к товарам, которые не подлежат помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и к товарам, в отношении которых не применяется таможенная процедура свободного склада». Согласно документу, с 1 января 2020-го белый сахар из третьих стран (не входящих в Евразийский экономический союз) не сможет импортироваться и помещаться в свободные экономические зоны на всей территории ЕАЭС. До этого момента продукция могла поступать предприятиям, расположенным в СЭЗ Казахстана и Калининградской области, преимущественно из Польши и Литвы. В результате ввоз российского сахара в Казахстан за шесть месяцев текущего сезона достиг 171 тыс. т (включая поставки по железной дороге и автотранспортом), в то время как за аналогичный период предыдущего сельхозгода этот показатель составил лишь 63 тыс. т, а за 12 месяцев 2018/19-го — 155 тыс. т. Плюсы экспорта в контейнерах Основное преимущество контейнерных перевозок прежде всего в быстроте их загрузки и перевалки на корабль, что, в свою очередь, снижает риски демереджа (плата за простой судна). Кроме этого, необязательно загружать все судно только сахаром. Контейнеры позволяют на одном корабле перевозить различные виды товаров, а значит, законтрактованному экспортеру не нужно ломать голову, как быстро найти необходимые объемы для полной загрузки судна, предназначенного только для перевозок сухогрузов, что происходит в случае экспорта сахара в мешках. Немаловажную роль в увеличении российского экспорта сахара в этом сезоне сыграла Украина, внутренние цены которой существенно выросли (до $400/т и выше, с НДС) на фоне сокращения площадей сахарной свеклы и снижения объемов производства. Вследствие этого украинский сахар потерял конкурентоспособность и уступил место России на рынках сбыта в странах СНГ. Закупки сахара из нашей страны значительно увеличили Узбекистан, Азербайджан и Таджикистан, импортировав с августа 2019-го по январь 2020-го включительно 117 тыс. т, 71 тыс. т и 66 тыс. т соответственно. Годом ранее за этот же период данные республики ввезли из России 3 тыс. т, 2 тыс. т и 0,2 тыс. т, а за весь 2018/19-й — 3,8 тыс. т, 4 тыс. т, 1,6 тыс. т. Со стороны государства хорошей поддержкой для экспортеров сахара служит постановление «О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции». После внесения в него изменений предельный коэффициент компенсации транспортных расходов составляет 30%, а в перечень продукции, на транспортировку которой можно получить компенсацию, добавлены свекловичный жом и меласса. Кроме этого, были отменены ограничения по географии перевозок: число регионов, в которых оказывается господдержка предприятиям-экспортерам, увеличено с 65 до 85. Расширен и список видов транспорта, перевозка которыми попадает под действие данного постановления. С учетом всех изменений постановление теперь выглядит эффективным инструментом для снижения затрат на транспортировку продукции свеклосахарного производства на внешние рынки и стимулирования ее экспорта. Инфраструктурные проблемы В то же время перспективы российского вывоза сахара кажутся неоднозначными. С одной стороны, отрасль не входит в число приоритетных по поддержке экспорта продукции АПК, а значит, лишена дополнительной госпомощи. С другой, за последние пять лет сахарный сектор кардинально изменился, достигнув высоких показателей производства и трансформировавшись из импортозависимого в экспортоориентированный. Но фактические объемы внешних отгрузок все еще далеки от потенциала. Возможные рынки сбыта для российского сахара можно разделить на две группы — республики СНГ и страны Африки, Юго-Восточной Азии, Монголия и Китай. Группы отличаются друг от друга требованиями покупателей к сахару по физико-химическим свойствам, упаковке, маркировке, способу транспортировки. И именно последняя играет одну из ключевых ролей в развитии экспорта отечественного сахара. «Агроэкспресс» в помощь В сентябре 2019 года на Восточном экономическом форуме, который ежегодно проводится во Владивостоке, был объявлен запуск скоростных рефрижераторных поездов «Агроэкспресс», значительно сокращающих сроки доставки российского продовольствия на китайский рынок. Данная мера господдержки предусмотрена национальным проектом «Международная кооперация и экспорт». Подобное решение можно было бы рассмотреть и для продукции свеклосахарного производства, только в виде транспортировки контейнерными поездами. Такие перевозки имеют ряд преимуществ. Среди них ускоренная доставка грузов — 14-16 дней (для сравнения, доставка морем занимает от 40 до 60 дней), упрощенные транзитные процедуры, сохранность груза, единый транспортный документ, возможность отправки от одного 40-футового контейнера, диспетчерский контроль на каждом этапе перевозки, возможность получить компенсацию части затрат на транспортировку от Российского экспортного центра. Поставки сахара в страны СНГ осуществляются преимущественно автомобильным и железнодорожным транспортом. В период высокого спроса на перевозку сельхозпродукции (с августа по октябрь) товаропроизводители сталкиваются с дефицитом подвижного состава и машин. По причине сезонности операторы железнодорожных вагонов, а также экспедиторы грузовых автомобилей повышают ставки на аренду, что приводит к простоям, росту себестоимости, порче продукции и неисполнению контрактных обязательств. Проблему дефицита подвижного состава можно решить путем покупки вагонов для собственного пользования, так как пополнение и обновление вагонного парка РЖД не снижает затраты на перевозку. Но это требует существенных инвестиций, которые целесообразно было бы субсидировать государству, тем самым решая сразу две проблемы: сокращение дефицита вагонов и, соответственно, снижение тарифов на транспортировку. Отгрузки продукции на мировой рынок в большинстве случаев подразумевают формирование крупной экспортной партии и отправку ее морским транспортом либо контейнерами, либо в мешках. И если вывоз контейнерами стал возможным лишь при предельно низких ценах на сахар, то экспорт в мешках остается пока ограниченным при любой конъюнктуре рынка. Так, согласно правилам торговли на Лондонской бирже (контракт № 5, базис FOB), данные поставки сахара из России возможны только из портов Туапсе и Новороссийск. Но их инфраструктура не позволяет оперативно отгружать продукцию в больших объемах и адаптирована под погрузку других товаров. По информации местных трейдеров, на заполнение одного корабля сахаром в слинг-бэгах (мешки с ремнями), а также в простых мешках в порту в среднем может уходить до 10 дней, что существенно увеличивает общую стоимость поставки. Для решения перечисленных проблем и развития экспортной портовой инфраструктуры необходимо строительство специализированных сахарных терминалов в портах Новороссийск и Туапсе, которое без государственной поддержки в виде компенсации части капитальных затрат на подобные проекты труднореализуемо. Такая же поддержка со стороны государства решила бы проблему нехватки складских мощностей для сахара, в том числе в припортовой зоне. Опыт зарубежных производителей в части строительства спецтерминалов показывает эффективность подобных мер, что приводит к стабильному экспорту. Соглашения между правительствами Хорошей, при этом нефинансовой, поддержкой экспорта сахара из России со стороны государства может послужить заключение межправительственных соглашений. Одним из ярких тому примеров является Китайско-пакистанское соглашение. Впервые документ о свободной торговле между этими двумя странами был подписан в 2006 году. С тех пор Пакистан пользовался нулевой пошлиной при экспорте 724 товаров в Китай. В сезоне-2018/19 в рамках межправительственного соглашения КНР предоставила квоту на беспошлинный импорт и пакистанского сахара в объеме 300 тыс. т. Для развития поставок решение является очень важным, так как китайский сахарный рынок защищен импортной пошлиной. В настоящее время пошлина на ввоз вне квоты (на сахар-сырец она составляет 1,95 млн т, на белый сахар — 300 тыс. т) находится на уровне 85% и действует до мая 2020 года. В самом Китае сахар производится из сахарного тростника (в южных провинциях) и из сахарной свеклы (на севере). В сезоне-2018/19 общий выпуск продукта в республике составил 10,7 млн т. Потребление же сахара в КНР превышает 15 млн т год, формируя тем самым импортный спрос в объеме около 5 млн т. Таким образом, Китай является существенным потенциальным рынком сбыта для российского сахара, и заключенное в этом случае межправительственное соглашение с выделением квоты на белый сахар для нашей страны стало бы целесообразным. В течение последних пяти лет российское правительство активно ведет переговоры с китайской стороной о расширении взаимной торговли сельхозпродукцией и продовольствием. Благодаря конструктивному взаимодействию за это время для России были сняты ограничения на ввоз молочной продукции и мяса птицы, расширен список регионов — экспортеров пшеницы, подписаны соглашения о фитосанитарных требованиях к кукурузе, рису, сое, рапсу, соевому, рапсовому, подсолнечному шротам, жмыхам и ячменю, аттестованы для поставок в КНР производители говядины. Для отечественной сахарной отрасли стратегически важным стал допуск на китайский рынок свекловичного жома. Право на его поставки получило 21 российское предприятие. Существенно вырос ввоз из России в Китай сахаросодержащей продукции, в частности кондитерских изделий. Следующим продуктом, разрешенным к импорту в республику из нашей страны, вполне может стать сахар. Еще одно межправительственное соглашение не помешало бы заключить с Узбекистаном, только уже на поставку свекловичного сахара-сырца. С 1 января 2020 года в республике начал действовать акциз в 20% на импорт белого сахара из СНГ, а для всех остальных стран дополнительно будет взиматься и таможенная пошлина в 20%. При этом НДС в Узбекистане с 1 октября 2019 года составляет 15%. В то же время ввоз сахара-сырца освобождается от уплаты как акциза, так и пошлины. Очевидно, что подобная внутренняя политика узбекского правительства направлена на поддержку двух функционирующих в стране сахарных заводов. И несмотря на то, что мировые цены на сахар из-за ожидаемого дефицита до конца сезона-2019/20 будут расти, импорт сырца при таком раскладе останется привлекательным. Поэтому альтернативой импортному тростниковому сырцу мог бы стать российский свекловичный сырец, первая пробная партия которого (около 5 тыс. т) уже была поставлена в республику в конце прошлого года. Развитию внешней торговли поможет кооперация Михаил Пак. Директор по развитию концерна «Покровский»: Наша компания экспортирует сахар в страны СНГ — Украину, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмению, Армению, Грузию и Азербайджан. Всего на 1 февраля 2020 года мы отправили на внешние рынки почти 60 тыс. т сахара (в прошлом году на эту дату — 28 тыс. т), что составило 37% от общей реализации продукта. Около 55% вывозимого объема уходит за пределы страны железнодорожным транспортом, остальное — автомобилями. Кроме того, концерн экспортирует практически весь производимый гранулированный жом (75,6 тыс. т в текущем сезоне) и всю мелассу (59,5 тыс. т). Однако емкость традиционных рынков ограничена. Чтобы увеличивать объемы вывоза, необходимо искать другие рынки сбыта, что предполагает освоение новой логистики и транспортных маршрутов. На мой взгляд, наиболее интересными для поставок российского сахара выглядят развивающиеся страны Африки и Ближнего Востока. Там наша продукция может быть востребована по качеству. Экспорт в страны дальнего зарубежья возможен преимущественно морским транспортом. Но отправка судовыми партиями (в 25-50 тыс. т) не по силам ни одному российскому производителю сахара. Поэтому в данном случае самыми перспективными действительно являются контейнерные перевозки. Мы, конечно, тоже смотрим на другие направления и ведем соответствующую работу по открытию новых рынков. Этому, по моему мнению, также способствовало бы развитие кооперации экспортеров сахара. Прочие рынки В качестве потенциального серьезного экспортного рынка для российской продукции можно рассматривать Монголию, где отсутствуют перерабатывающие мощности для производства сахара. По данным Международной организации по сахару (МОС), общий объем потребления в стране оценивается в 35-40 тыс. т в год, и покрывается он исключительно за счет ввоза белого сахара. Учитывая прямую зависимость от импортных поставок, государство ежегодно формирует переходящие запасы на уровне ежегодного потребления, следовательно, в целом объем рынка можно оценивать на уровне 60-70 тыс. т. Традиционными странами — поставщиками белого сахара в Монголию остаются Китай, ЕС и Россия. Крупнейшим из них является КНР, которая отгружает на монгольский рынок до 90% всего объема импорта данного товара. Однако, учитывая внутреннюю цену на сахар в Китае ($650-700/т), предполагается, что в Монголию через КНР поступает перефасованный индийский или тайский белый сахар. За 2018 год с территории Китая в страну было экспортировано 46,2 тыс. т. Россия же поставляет в Монголию не более 1-1,5 тыс. т в год, и в основном речь идет о ввозе сахара-рафинада. Стоимость доставки отечественной продукции с сахарных заводов ЦФО до монгольской границы (ст. Наушки) составляет около $95/т. При этом, по данным Таможенной службы Монголии, пошлина на ввоз сахара из России в 2019 году составила всего 5%, так как на нашу страну распространяется режим наибольшего благоприятствования. Привлекательными рынками сбыта морем для российского сахара остаются страны Африки. Несмотря на то, что эти рынки обеспечиваются поставками сахара-сырца из Бразилии и белого сахара преимущественно из Европы, с учетом текущего уровня внутренних цен ниша для продукции из России там также нашлась бы, как в свое время нашлась она для украинского товара. Единственным африканским государством, куда наладить поставки отечественного сахара будет затруднительно, остается Египет. Страна уже почти на 80% сама обеспечивает себя сахаром, а через четыре-пять лет планирует выйти на 100% и, возможно, даже начнет его экспортировать. В последнее время египетское правительство сосредоточено на процессе модернизации местных сахарных заводов, которыми пренебрегали более 50 лет. По данным Министерства сельского хозяйства Египта, в 2019 году площади сахарного тростника составили в стране почти 143 тыс. га, свеклой было засеяно 252 тыс. га. По предварительным оценкам, общее производство сахара в сезоне-2019/20 составит почти 2,5 млн т сахара при внутреннем потреблении в 3,2 млн т. Недостающий объем в 800-900 тыс. т в год Египет импортирует в виде сахара-сырца из Бразилии для переработки на местных предприятиях. Ежегодный импорт белого сахара не превышает 30 тыс. т. В декабре прошлого года страна анонсировала проект строительства еще одного сахарного завода стоимостью $1 млрд и мощностью 900 тыс. т сахара в год. Благодаря ему планируется восстановить 72,8 тыс. га пустынных земель. Эта информация и статистика говорят сами за себя: российский, как и любой другой белый сахар, Египту не интересен. Но пока все эти планы воплотятся в жизнь, как и в случае с Узбекистаном, вполне можно подумать об экспорте в страну свекловичного сахара-сырца. Интересным, но довольно спорным рынком является Иран. Производство сахара в стране колеблется от 1,1 млн до 1,5 млн т в год при внутреннем потреблении в 2,2 млн т. Нехватка национального производства тоже компенсируется за счет импорта. Правительство исламской республики неоднократно заявляло о планах на 100%-ную самообеспеченность, но рынок до сих пор остается дефицитным. Однако объемы ввоза и внутреннюю ценовую политику правительство Ирана регулирует на законодательном уровне. Ежегодно утверждаются импортные пошлины на белый сахар и на сахар-сырец, их размер определяется из расчета поддержки внутреннего производства. В 2018 и 2019 годах размер пошлины составлял 20%. После введения санкций против Ирана со стороны США торговля с ним ограничена из-за осложнившихся процессов взаиморасчетов: в ноябре 2018 года республика была заблокирована в международной межбанковской системе SWIFT, включая использование долларов США для продаж нефти. Позже Иран согласился продавать нефть в Индию за рупии, но использовать их страна имеет право только для покупки индийских товаров. Благодаря этому индийские трейдеры заключили контракт на экспорт в Иран около 350 тыс. т сахара с поставкой в октябре — декабре 2019 года по цене около 21,6 тыс. рупий/т ($302) на условиях FOB. Аналогично опыту с Индией, Иран мог бы продавать товары (фрукты, овощи, фисташки, финики и др.) в Россию за рубли, которые, в свою очередь, можно было бы использовать для покупки российского белого сахара или даже свекловичного сахара-сырца. Стоит отметить, что сахар в республику возможно доставлять до границы с Азербайджаном, а дальше из-за разницы в ширине железнодорожной колеи необходимо перегружать, что не совсем выгодно. Поэтому транспортировка предпочтительнее либо автотранспортом, либо морем до иранских портов. Кроме того, у Ирана со странами ЕАЭС действует договор о зоне свободной торговли, в котором применяются изъятия по отношению к сахару. Вероятно, целесообразным было бы в повестках переговоров с исламской республикой ставить вопрос о снятии барьеров при доступе продукции, произведенной в странах ЕАЭС, и по возможности с учетом имеющегося режима импорта настаивать на предоставлении условий наибольшего благоприятствования. Товар идет туда, где выгоднее Вадим Ерыженский. Заместитель гендиректора группы «Продимекс»: К началу февраля сезона-2019/20 мы отправили на экспорт уже около 210 тыс. т сахара, в то время как годом ранее в это же время было вывезено 140 тыс. т. Поставки идут в основном железнодорожным транспортом, но есть отгрузки и морем. Страны-импортеры нашей продукции — Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Азербайджан, Грузия, Таджикистан, Черногория, Албания. В ближайшее время планируем начать экспорт в Сербию. В целом, никаких неожиданностей в плане расширения внешней торговли нашей продукцией в ближайшее время не предполагается. Помимо перечисленных стран, разве что ждем интересных новостей из Китая, поскольку это громадный рынок. По мере появления новых покупателей будут расти и объемы отгрузок. Но нужно помнить, что хотя сейчас ценовой баланс складывается в пользу экспорта, если упадут мировые цены или по какой-то причине поднимутся внутренние, то ситуация может очень быстро измениться. В этом случае вывоз замедлится, потому что товар «течет» туда, где выгоднее и никакими лозунгами о том, что нужно реализовывать экспортный потенциал, никого не убедишь. Экспорт в контейнерах — больная тема. Они действительно удобны в силу своей технологичности и того, что от внешнего воздействия товар защищен лучше, чем в обычных вагонах или судах. Но в России практически отсутствует инфраструктура для этого вида транспортировки, в первую очередь, в портах. Трудно найти в большом количестве и сами контейнеры, которые сейчас или где-то стоят без дела или используются под другие товары. Но мы не можем сами строить эту инфраструктуру. Задача «Продимекса», как одного из лидеров отрасли, обозначать проблему на всех уровнях власти, и мы делаем это. Каждый должен заниматься своим делом и развивать этот сектор перевозок должны те компании, для кого это является основным бизнесом. Сахар-РФ: итоги 2023 года, презентация сахарной отрасли, цены на сахар, подписчики
Комментариев: 0 Просмотров: 15
|
ИКАР | Рынки | Новости | Аналитика | Услуги | Информационные материалы |
![]() |
© 2002—2025 ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка г. Москва, Рязанский пр-т, д. 24, оф. 604 Тел: +7 (495) 232-9007 www@ikar.ru |
![]() ![]() |
|