|
|
|
Статьи экспертовДоля сахара в экспорте продукции АПК РФ в 2019г составила около 1%, но потенциал намного выше - эксперт14 февраля 2020 года Москва. 14 февраля 2020. ИНТЕРФАКС - Доля сахара в экспорте продукции российского АПК в 2019 года, по предварительным подсчетам, составила около 1%. Потенциал отрасли существенно выше, считает руководитель аналитической службы ГК "Сюкден Россия" ("дочка" французской Sucden) Марина Сидак. "Среди мировых производителей свекловичного сахара Россия с долей в 22% занимает второе место, уступая только ЕС. В то же время, если блок ЕС рассматривать по отдельности, то Россия в этом случае будет абсолютным мировым лидером", - заявила Сидак "Интерфаксу". "Однако, несмотря на ведущие позиции в мире по объемам производства, показатели экспорта сахара очень скромные, - отметила она. - Доля сахара в общем объеме экспорта российской продукции АПК в прошлом году, по предварительным подсчетам, составила около 1%, в 2017 году она была на уровне 1,3%". Сидак напомнила, что в 2019 году экспорт сахара составил 611,4 тыс. тонн против 370,3 тыс. тонн в 2018 году и 546,1 тыс. тонн в 2017 году. Однако с учетом снижения цен, в стоимостном выражении экспорт в прошлом году оказался на 10% меньше, чем в 2017 году. Расчеты показали, что в 2019 году сахар экспортировался в среднем по $395 за тонну против $491 в 2017 году. "Если бы сахарной отрасли удалось реализовать на внешние рынки все излишки сахара, то натуральные объемы экспорта выросли бы в три раза. И даже при сохранении цены в $395 за тонну доля сахара в "экспортном портфеле" российского АПК увеличилась бы до 2,9%, а при цене в $491 - до 3,6%, - подсчитала эксперт. - В стоимостном выражении экспорт мог составить $724 млн и $900 млн соответственно". Сначала сахар из РФ поставлялся преимущественно в страны СНГ и Центральной Азии, но на фоне значительного снижения внутренних цен в 2019 году экспорт в контейнерах стал доступным, его география начала расширяться. "Российский сахар впервые поехал в Хорватию, Грецию, Турцию, Сербию, Израиль. А с учетом импортной политики некоторых из этих стран он, скорее всего, проследовал транзитом дальше, в страны Африки и Ближнего Востока", - сказала Сидак. Однако, по ее словам, вывезти весь доступный экспортный объем свекловичного сахара за все последние годы не удавалось, несмотря на показательный рост в объемах поставок. "Это, в свою очередь, вело к накоплению запасов и, как следствие, к снижению внутренних цен до уровней 10-летних минимумов, - пояснила Сидак. - Как результат, рентабельность производства сахара в 2019 году упала до минимальных значений, что повлекло за собой отток банковского капитала, а также закрытие низкорентабельных производств". Как считает эксперт, одним из ключевых факторов, ограничивающих экспорт российского сахара, является несовершенная экспортная инфраструктура. Кроме этого, сахарная отрасль не входит в число приоритетных отраслей по поддержке экспорта продукции АПК, а значит, лишена дополнительной господдержки, отметила она. Говоря о развитии инфраструктуры, Сидак подчеркнула важность и необходимость государственной поддержки контейнерных перевозок. "Несмотря на старт экспорта сахара морем в контейнерах, его дальнейший рост остается под большим вопросом, - сказала она. - Дело в том, что в России по сравнению с другими странами контейнерные перевозки - удовольствие достаточно дорогое". Так, в зависимости от региона поставки в Новороссийский порт общая стоимость контейнерных услуг (включает подачу контейнера на завод, погрузку сахара в контейнер, доставку контейнера в порт и перевалку) для сахара варьируется в среднем от $55 до $115 за тонну. Это существенно дороже по сравнению с услугами железной дороги и автоперевозок, подчеркнула эксперт. К тому же железная дорога и автотранспорт по таким расценкам доставляют продукцию до самого покупателя в импортирующей стране, а не только в порт, добавила она. "Получается, что все эти затраты ложатся на плечи производителя сахара и должны быть включены в его цену. С учетом того, что внутренние цены на сахар находятся на минимальных уровнях, экспорт в контейнерах остается пока что доступным, но в случае роста цен он тут же прекратится", - прогнозирует Сидак. "Очевидно, что сахарной отрасли РФ нужен экспорт, а значит всегда доступные контейнерные перевозки, а не только в периоды исторически низких цен, которые ведут к банкротству отрасли", - заявила она. Как сообщалось, производство сахара в РФ из свеклы урожая 2019 года составит 7,7 млн тонн при годовой потребности в нем порядка 6 млн тонн. Сидак также обратила внимание на то, что экспорт сахара сдерживает отсутствие в российских портах специализированных терминалов, которые позволили бы оперативно и в больших объемах отгружать сахар в мешках и "биг бэгах", а также достаточного количества складов, пригодных для хранения сахара, их быстрого затаривания и др. "Наличие необходимой для этого инфраструктуры позволило бы двукратно увеличить экспорт сахара", - сказала она. "Еще одним драйвером для роста экспорта сахара может стать создание мультимодальных логистических хабов или узловых транспортно-логистических центров (ТЛЦ), особенность которых заключается в возможности обрабатывать грузы, доставляемые разными видами транспорта - автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным, - считает эксперт. - В частности, ширина железнодорожной колеи в разных странах отличается, что не дает возможность доставлять сахар до конечного пункта назначения. В ряд стран возможна доставка только автотранспортом или морем. Все эти логистические сложности позволят решить ТЛЦ. Для России очевидна необходимость создания трех таких центров, обслуживающих порты Балтийского, Азово-Черноморского и Дальневосточного бассейнов. Однако для реализации подобных проектов требуются не только знание специфики и особенностей эксплуатации мультимодальных хабов, но и всесторонняя государственная поддержка". Кроме того, по ее мнению, целесообразно рассмотреть возможность открытия экспортных хабов и за рубежом (в т.н. freeport zone) для продвижения отечественной продукции. "Среди наиболее подходящих стран для этого в части сахара можно рассматривать страны Восточной Африки и Ближнего Востока", - сказала Сидак. "Но пока не будет решен вопрос экспортной инфраструктуры и, если сахарная отрасль, оставаясь недооцененной, не войдет в число приоритетных отраслей по поддержке экспорта продукции АПК, ее экспортный потенциал так и будет оставаться не реализованным, оказывая давление на внутренний рынок и ведя к банкротству сахарных предприятий", - заключила эксперт. Сахар-РФ: итоги 2023 года, презентация сахарной отрасли, цены на сахар, подписчики
Комментариев: 0 Просмотров: 8
|
ИКАР | Рынки | Новости | Аналитика | Услуги | Информационные материалы |
![]() |
© 2002—2025 ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка г. Москва, Рязанский пр-т, д. 24, оф. 604 Тел: +7 (495) 232-9007 www@ikar.ru |
![]() ![]() |
|