|
|
|
→ ИКАР в СМИ → #4897 ИКАР в СМИМедведев поддержал маркировку молочной продукции24 марта 2019 года Бизнес и чиновники не могли договориться, как контролировать ее, почти год На этапе поставки молочную продукцию может контролировать «Меркурий», а от завода – маркировка. Андрей Махонин / Ведомости Премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал цифровую маркировку готовой молочной продукции, рассказали «Ведомостям» федеральный чиновник и человек, знающий об этом еще от одного чиновника. Премьер дал устное поручение интегрировать ее с системой «Меркурий», которую бизнес прозвал «продуктовой ЕГАИС», говорят они. О таком решении также слышали сотрудники нескольких крупных компаний по производству продуктов питания, но с представителями бизнеса этот вопрос пока не обсуждался. Пресс-секретарь премьера не смог прокомментировать вопрос, представители Минпромторга и вице-премьера Алексея Гордеева (курирует сельское хозяйство) отказались от комментариев. Чиновники и бизнес уже больше года не могут определиться, как именно следить за готовой молочной продукцией (питьевое молоко, сливки, кефир и др.), долю фальсификата в которой Россельхознадзор оценивает в 23%. Минсельхоз предлагает систему электронной ветсертификации «Меркурий» Россельхознадзора, а Минпромторг – систему цифровой маркировки (ее оператор – Центр развития перспективных технологий, ЦРПТ, на 50% принадлежит структуре USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров, еще по 25% – у «Ростеха» и Александра Галицкого). С июля 2018 г. система «Меркурий» уже стала обязательной для продукции животного происхождения, включая сырое молоко. Тогда производителям готовой молочной продукции удалось избежать подключения к ней, но вскоре Минсельхоз подготовил поправки, по которым готовая продукция все же попадает в «Меркурий». Против выступило Минэкономразвития, после чего Минсельхоз предложил поэтапно внедрять систему: с 1 июля 2019 г. включить в нее молоко и сливки, сливочное масло, сыры и творог, с 1 ноября – йогурты, кефир, сыворотку и др. Приказ на согласовании, он будет принят в апреле-мае, говорила на прошлой неделе замминистра сельского хозяйства Оксана Лут. Минпромторг, в свою очередь, предлагает провести эксперимент маркировки молочной продукции и завершить его до конца 2019 г. Как решится спор Решением спора станет интеграция двух систем. В марте Гордеев уже поручил обеспечить взаимодействие системы цифровой маркировки и «Меркурия» в целях эксперимента. «Ведомости» ознакомились с копией поручений, представитель Гордеева подтвердила их подлинность. Речь о том, чтобы на этапе поставки сырья работал «Меркурий», а от завода – маркировка, поясняет федеральный чиновник. ЦРПТ готов к такой интеграции: «Меркурий» будет контролировать сырье до завода, а маркировка – каждую единицу готовой продукции до кассы, объясняет представитель ЦРПТ. Маркировка позволит контролировать легальность продукции и срок ее годности в магазине, получив эти данные, «Меркурий» сможет формировать или гасить ветеринарные сертификаты, уверяет он, кроме того, за счет маркировки потребители смогут сами проверять продукцию. Маркировка направлена только на идентификацию товаров, т. е. фискальный учет, кроме того, система учитывает лишь упакованные и промаркированные товары, но далеко не вся молочная продукция выпускается в таком виде, настаивает представитель Минсельхоза. Поэтому заменить «Меркурий», который отслеживает путь от поля до прилавка, маркировка не может, считает он, целесообразность и механизм маркировки будут определены по итогам эксперимента. Что нужно бизнесу и людям Крупные молочные компании Danone и PepsiCo выступали резко против «Меркурия» – система нестабильно работает, может привести к проблемам с отгрузкой, жаловались они. Для «Вимм-билль-данна» (входит в PepsiCo) затраты на интеграцию, изменение логистики, транспортные средства, склады составят более 2,3 млрд руб. в год и еще более 1 млрд руб. капзатрат потребуется на подготовку к исполнению всех требований, указывало Минэкономразвития. Россельхознадзор настаивает, что затраты меньше – около 2 млн руб. на программное обеспечение для крупного предприятия. Представитель PepsiCo отказался от комментариев. Danone какую-то конкретную систему не поддерживает, главное – не попасть под действие сразу двух и не понести двойные затраты, говорит вице-президент по корпоративным отношениям в России и СНГ Danone Марина Балабанова. Сложность в работе «Меркурия» в том, что при сбоях система может заблокировать отгрузку товара с предприятия, отмечает Балабанова. Готовая молочная продукция увеличит нагрузку на «Меркурий» в 3 раза (из-за большого числа наименований молочной продукции), это грозит коллапсом системы, сбоем отгрузок и убытками для бизнеса, опасается и другой топ-менеджер крупной пищевой компании. Система позволяет включить большое число наименований продукции, спорит представитель Россельхознадзора Юлия Мелано. ЦРПТ работает с молочной отраслью с 2018 г., обследовал площадки основных производителей, говорит представитель ЦРПТ. Система уже используется для других товаров (сигареты, лекарства, обувь), не требует затрат бюджета, устойчива к нагрузкам, одинакова для разных видов продукции, поэтому удобна для бизнеса, перечисляет он. Danone готова участвовать в эксперименте по маркировке и в 2018 г. подписала соглашение с ЦРПТ, но участие в эксперименте возможно, только если готовая продукция будет исключена из «Меркурия», подчеркивает Балабанова. Россельхознадзор еще в 2017 г. заявил о массовой фальсификации молочной продукции. Ключевая проблема – введение потребителя в заблуждение за счет использования дешевых растительных жиров вместо молочных, говорит гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. Это помогает существенно снижать стоимость продукции, подтверждает директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов. Для решения же проблемы нужно активное участие независимых потребительских организаций и новая, более жесткая система штрафов, советует Рылько.
Комментариев: 0 Просмотров: 70
|
ИКАР | Рынки | Новости | Аналитика | Услуги | Информационные материалы |
© 2002—2024 ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка г. Москва, Рязанский пр-т, д. 24, оф. 604 Тел: +7 (495) 232-9007 www@ikar.ru |
||