02 апреля 2004 года
Минсельхоз объявил, что в этом году проведет закупочные интервенции
на зерновом рынке на сумму 7 млрд руб. Причем в отличие от прошлого
года закупки будут производиться авансом - хозяйствам весной заплатят
за зерно, которое они должны будут поставить в государственные закрома
летом и осенью. Аналитики сомневаются в полезности новой инициативы
Минсельхоза и предлагают свои варианты регулирования зернового рынка.
С 2001 г. правительство каждую осень закупает зерно, чтобы сдержать
падение цен в конце уборки урожая (так называемые закупочные зерновые
интервенции). Этот запас выбрасывается на рынок зимой, чтобы сдержать
сезонный рост цен на зерно. В конце 2002 - начале 2003 г. , по данным
ФГУП "Федеральное агентство по регулированию продовольственного
рынка" (ФАП) , было закуплено около 1,6 млн т пшеницы и ржи на
2,7 млрд руб.
Как заявил "Ведомостям" руководитель Федерального агентства
по сельскому хозяйству Анатолий Михалев, уже в мае начнутся авансированные
закупки зерна нового урожая. По словам Михалева, на закупку зерна в
2004 г. планируется потратить 7 млрд руб. Более подробно раскрыть механизм
авансированных закупок Михалев отказался.
Опрошенные "Ведомостями" участники зернового рынка вчера отказались
поверить в то, что правительство, едва закончив продажу зерна, начнет
в мае его скупку. "Я не знаю никого, кто бы рискнул покупать у
хозяйств зерно в аванс", - говорит гендиректор зерновой компании
"Разгуляй" Алексей Иванов. По его словам, заявление Михалева
можно расценивать только как знак сельхозпроизводителям: "Не снижайте
посевы, государство о вас позаботится". Президент Зернового союза
Аркадий Злочевский полагает, что правительство в мае сможет только объявить
условия и цены предстоящей в 2004 г. закупочной интервенции, которая
может и не понадобиться, поскольку в мире цены на зерно и так достаточно
высоки.
По мнению гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия
Рылько, начало закупок в мае противоречит самой идее интервенционного
фонда - покупать зерно только тогда, когда цены идут вниз. "Вместо
создания инфраструктуры для частного бизнеса на зерновом рынке создается
крупный государственный игрок, который играет против частных компаний",
- считает Рылько.
Аналитик выступает за венгерско-словацкую модель регулирования зернового
рынка: субсидирование хранения зерна на элеваторах, субсидирование процентных
ставок банков, которым производитель отдает зерно в залог, и гарантированные
государством минимальные закупочные цены. По мнению Рылько, подобный
механизм позволит при тех же затратах убирать с рынка в 2 - 3 раза больше
"лишнего зерна", которое будет находиться в залоге у банка,
а не приобретаться государственным фондом за казенный счет.
Зерновой союз предлагает другую схему - включить в готовящийся закон
"О развитии сельского хозяйства" механизм гарантированных
минимальных цен, рассчитанных исходя из рентабельности и необходимости
расширять производство. Если цены на рынке начинают стремительно падать,
сельхозпроизводитель всегда сможет продать зерно государству по этой
гарантированной цене.
ОНИ ДЕЙСТВУЮТ: В этом году товарные интервенции действительно понадобились
правительству, чтобы сдержать рост цен. Прошлогоднее снижение урожая
(с 86,5 млн т в 2002 г. до 67,2 млн т в 2003 г. ) и выросший экспорт
зерна привели к тому, что цены на внутреннем рынке выросли почти в два
раза. По данным "МТС-Зерно", в мае 2002 г. средняя цена на
продовольственную пшеницу составляла 2600 руб. /т, в мае 2003 г. она
уже стоила 3600 руб. /т, а в конце марта этого года, по данным центра
"СовЭкон", - 6300 руб. /т. Пшеница могла бы вырасти в цене
еще больше, но этого не допустило правительство, которое в феврале 2004
г. начало продажу запасов региональным мелькомбинатам по пониженным
ценам. По данным Национальной товарной биржи (НТБ) , к 1 апреля в интервенционном
фонде оставалось 614 000 т из 1,558 млн т, выставленных на продажу.
#зерно
Комментариев: 0
Просмотров: 18
Пока нет комментариев. Станьте первым!
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.