16 ноября 2004 года
На российском молочном рынке сегодня сложилась парадоксальная ситуация:
при стойкой тенденции к уменьшению поголовья молочного стада и снижению
производства сырого молока производство молочной продукции возрастает.
Развитие ассортиментной линейки "молочки" в условиях острого
дефицита сырья может означать только одно: молока в ней становится все
меньше, а высокотехнологичных биологических включений все больше.
Как оценивать этот факт? Ответ на этот вопрос не может быть простым,
поскольку, как и в любом явлении, мы имеем дело с несколькими противостоящими
друг другу факторами. С одной стороны, сложившаяся ситуация вроде бы
идет вразрез с интересами потребителей традиционной молочной продукции,
изготовленной по столетиями отработанным технологиям. С другой, необходимость
развития бизнеса стимулирует появление современных наукоемких производств,
порождением которых становятся такие новые диетические линии, как "нео",
"био" и им подобные. Однако, по мнению одного из участников
проходящего в Барнауле конгресса, ведущего эксперта Института конъюнктуры
аграрного рынка (ИКАР) Татьяны Рыбаловой, не все здесь так однозначно:
"Говоря о традиционных продуктах, мы не должны забывать, что зачастую
потребительский спрос сам "закладывает" в них "добавленную
стоимость" в виде модифицированного крахмала, сухого порошка, эмульгаторов,
подстастителей, несвойственных натуральному продукту. Люди не хотят
пить жидкий кефир, и рынок тут же реагирует предложением: пожалуйста,
вот вам погуще. Хотят есть сметану, "чтоб ложка стояла", -
нет проблем,. Предпочитают "сладенькое", забывая, что натуральный
вкус у этого продукта должен быть "кисленьким", - не вопрос,
пожалуйте, сладкое. И вот уже с полок практически исчезли знаменитая
мечниковская простокваша и ацидофилин, имевший ту самую тягучую консистенцию,
которую сегодня искусственно пытаются придать кефиру. Что касается "биопродукции",
то лично у меня к ней неоднозначное отношение. Это на Западе приставка
"био" означает то, что речь идет об экологически чистом продукте.
У нас же это запросто может означать все что угодно: от наличия действительно
полезных бифидокультур и лактулозы до обычного маркетингового хода.
Но наиболее, с моей точки зрения, тревожным обстоятельством, является
то, что в большинстве высокотехнологичной продукции животные жиры практически
полностью замещены растительными. Причем, не теми, что когда-то были
рекомендованы для детского и диетического питания, а более дешевыми
и имеющими более низкие потребительские свойства кокосовым и пальмовым
маслами".
Но, как бы то ни было, два рыночных сегмента - высокотехнологичной,
с высокой добавленной стоимостью, и традиционной "демократичной"
молочной продукции - это нынешняя реальность. Производители первой -
признанные западные лидеры российского молочного рынка "Вимм-Биль-Данн",
Ehrman, Danon, Campina, а также отечественные гиганты "Перммолоко",
Очаковский молокозавод и другие, успешно осуществляющие экспансию российских
регионов, позиционируют свою продукцию в среднем и высоком ценовых сегментах.
Им пытаются противостоять региональные производители, часть из которых
не сдает консервативных позиций, выпуская привычные натуральные продукты
с малым сроком реализации. Но чаще всего делают это они не из каких-то
принципиальных соображений, а вынужденно, из-за отсутствия возможности
реинвестировать средства в развитие технологий. И поэтому едва сводят
концы с концами. Исключением здесь, в числе немногих, является томский
молочный холдинг "ТОМ-МАС", руководство которого настойчиво
и весьма эффективно развивает наравне с инновационными традиционные
направления.
Кстати о безотходном производстве. В системе предприятий молочной отрасли
явление это крайне редкое. По оценкам Татьяны Рыбаловой, до 80% всей
остающейся после производственного цикла сыворотки, попросту сливается
в трубу. "Это расточительно и неправильно, поскольку, во-первых,
сыворотка - это ценнейший обезжиренный продукт, богатый белками и минеральными
солями, а во-вторых, это небезопасно с экологической точки зрения. Но
сушить сыворотку для ее последующей переработки в высококачественные
напитки, особенно в условиях постоянно растущих тарифов на электроэнергию,
предприятиям экономически не выгодно. Кроме того, массовый покупатель
пока не знает этот продукт, или давно его забыл, и потому рисковать
внедрением в производство различных сокосодержащих продуктов на основе
сыворотки рискуют немногие".
К числу этих немногих относятся ОАО "Лактис" в Новгородской
области, упомянутый уже Обнинский молочный завод в Калужской области.
В Западносибирском регионе в качестве удачного примера внедрения безотходного
производства и устойчивого статус кво в обоих рыночных сегментах можно
привести опыт томского молочного холдинга "ТОМ МАС", освоившего
в этом году производство линейки сокосодержащих напитков на основе молочной
сыворотки по технологии итальянской компании "ДЖОТТИ".
"Потребительские качества напитков на основе сыворотки достаточно
высоки, очевидна и их полезность, - уверена Рыбалова, - но лично я предпочла
бы пить просто восстановленную сыворотку без добавления соков и подсластителей.
Хотя, вкусы могут быть разными. И вообще, когда мы говорим о развитии
новых ассортиментных линиях "продуктов для здоровья", сыворотке
следует уделять больше внимания. В Европе и США она широко применяется
при производстве детского питания, входит в состав "легких"
продуктов. А на нашем рынке таких продуктов пока очень мало".
С Рыбаловой не согласен исполнительный директор томского холдинга "ТОМ-МАС"
Геннадий Пронченко. "Восстановленная сыворотка, считает он,- в
чистом виде имеет весьма ограниченный спрос, в то время как сокосодержащие
напитки наш потребитель принял "на ура".
Ольга Думачева
#молоко
Комментариев: 0
Просмотров: 58
Пока нет комментариев. Станьте первым!
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.