|
|
|
→ ИКАР в СМИ → #1228 ИКАР в СМИЧто будет с ценами на продукты в 2011 году?23 ноября 2010 года Они вырастут на 10%, и это в лучшем случае. В Институте конъюнктуры аграрного рынка не исключают, что, к примеру, стоимость молока увеличится на 20%. Для того, чтобы не случилось стихийного роста цен, ритейлеры призывают правительство повлиять на производителей ограничительными мерами. Но производители, потеряв значительную долю урожая, просят у государства поддержки. Кто виноват «Не виноватые мы!» – заявили на пресс-конференции в РИА «Новости» владельцы розничных сетей, объясняя рост цен на крупу, молоко и хлеб. Ритейлеры назвали причиной сложившейся ситуации «необузданный нрав» производителей, которые решили «манипулировать информацией о засухе, пожарах и неурожае». «Есть приватные разговоры с крупными производителями, которые потирают руки, говоря о том, что они слишком долго работали на грани себестоимости или себе в убыток – наконец-то пришло время хоть немного заработать», – рассказывает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский. – Сельхозпроизводителю выгодно держать население в ожидании будущего ажиотажа. О повышении цен заявили даже поставщики соли. Любопытно, а на соль-то как могла повлиять засуха?» С другой стороны, производители призывают не делать их крайними в ситуации с повышением цен. К примеру, по данным издания «Мой район», на северо-западе страны из-за аномальной жары коровы стали давать молока на 30% меньше, в итоге предприятия понесли убытки. Life&Market, дабы убедиться в справедливости ожиданий, сделал запрос по закупочной стоимости на основные продукты питания в Институте конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). На гречку – самую дефицитную ныне крупу – оптовые цены с июля по август действительно подскочили более чем на 40% (см. таблицу «Ценовые колебания в период сбора урожая-2010»). В результате на некоторых уличных рынках Москвы цена килограмма гречки достигала 100 рублей. «Летом наблюдалось снижение предложений по пшену, перловой крупе, геркулесу и гороху. В сентябре – ноябре ситуация с ростом цен немного разрядится, – рассуждает начальник аналитического отдела ИКАР Ирина Глазунова, – однако значительного понижения цен на крупы, как это обычно бывает в текущем сезоне, ожидать не стоит». Что делать В сентябре Государственная Дума рассмотрит поправки к закону о торговле по поводу ограничения наценки на товары в магазинах – она не сможет превышать 25%. По подсчетам экспертов из Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике, нынешняя наценка колеблется от 30 до 300%. Если не снизить планку, в конце сентября россиян ждет колоссальный скачок цен на продукты питания. Илья Белоновский считает, что 25-процентный предел катастрофичен для ритейлеров: «Любое регулирование наценки на корню убьет малый и средний бизнес. Выживут лишь крупные операторы благодаря богатому ассортименту и широте географического присутствия». Он объяснил, что, к примеру, за счет 100% наценки на сырокопченую колбасу магазинам удается сдерживать минусовую маржу на социально значимые товары. В случае если законодательная инициатива будет одобрена, грозятся ритейлеры, с наценкой в 25% окажутся и элитная колбаса, и хлеб с молоком для «рядовой бабушки» (до принятия поправок в закон о торговле не ясно, смогут ли ритейлеры взвинчивать цены и на социально значимые продукты; не исключено, что правительство введет особый соцбарьер для потребительской корзины). Плюс для бабушки в любом случае один – она хоть изредка сможет лакомиться деликатесными икрой и колбасой. По сей день крупные сетевики взывают к помощи правительства и антимонопольщиков. Протестуя против ограничений наценки, они также просят вразумить производителей и поставщиков, чтобы последние перестали взвинчивать цены. Хотя бы на товары, не связанные с засухой и пожарами. При позитивном развитии ситуации рост цен на продукты до зимы не превысит 10–15%. Оксана Токарева, руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям ООО «Метро Кэш энд Керри»: – Особенно странно ведут себя молочники. Интересно, но малые региональные поставщики молока либо совсем не меняли цены, либо повысили незначительно. Они от засухи и неурожая пострадали почему-то меньше всего, в отличие от крупных производителей. Ни для кого не секрет, что молочный рынок достаточно жестко монополизирован. Есть три компании (не хочу их называть), которые играют исключительно по своим правилам. Сейчас, чтобы удержать низкую стоимость на молоко социальной категории, мы должны делать большую наценку на молоко из-за рубежа, например на козье из Франции или Голландии. Михаил Сусов, директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group: – Некоторые участники рынка пытаются искать не там, где потеряли, а там, где светло. В данном случае – в торговых сетях, спуская для нас новые предложения с высокими ценами на товары. Уже налицо искусственный дефицит, когда поставщик специально не реализует весь товар. Если ситуация будет развиваться подобным образом, мы все-таки не сможем сдержать повышения цен в розничных сетях. В самом неудачном положении будут гречка и молоко. По остальным наименованиям ситуация, на мой взгляд, надуманная. Ряд сельхозпроизводителей уже прилично отыграли на ожиданиях. Надо что-то предпринимать, чтобы не произошло очередной волны. Игорь Подлипенцев, вице-президент Союза пищевых предприятий Санкт-Петербурга: – Большинство хозяйств Ленинградской области находятся в крайне тяжелом состоянии, и если государство не окажет им поддержку, единственным способом покрыть убытки для них станет повышение цен на свою продукцию. (По материалам «Российской газеты») Заграница нам поможет Остудил ценовые запросы игроков пищевого рынка временный запрет российских властей на экспорт зерна, а также известия о поступлении гречки из Китая. Россия впервые за последние 7 лет возобновила импорт круп. Посредники предлагают китайскую гречку по 34–36 рублей за кг. В 10 раз больше обычного планируется закупить и картофеля. Минсельхоз намерен в первую очередь заключить договоры на поставки «второго хлеба» с ближайшими соседями – Украиной и Беларусью. Также сохранится импорт картофеля из Польши и Египта. Яна Белянина
Комментариев: 0 Просмотров: 44
|
ИКАР | Рынки | Новости | Аналитика | Услуги | Информационные материалы |
© 2002—2024 ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка г. Москва, Рязанский пр-т, д. 24, оф. 604 Тел: +7 (495) 232-9007 www@ikar.ru |
||