|
|
|
ИКАР прогнозирует снижение рентабельности производства наливного подсолнечного масла в 2004/05 с/х г.24 июля 2004 года Анализ ценовой ситуации на рынке подсолнечника в период массированных закупок сырья крупнейшими переработчиками в последние три сезона свидетельствует о неизменном росте стартовых закупочных цен из года в год. Главная причина этого - восстановление отечественного производства масла на фоне замещения импорта и активной государственной политики по защите внутреннего рынка, которые совместно привели к росту спроса на подсолнечник. В 2001/02 г. стартовые цены на данную культуру сложились на уровне 4000 руб./т, в следующем сезоне цены были уже 4500 руб./т. В октябре 2003 г. цена на подсолнечник опять выросла и составила 5000-5500 руб./т в зависимости от региона. Сезон 2004/05 с/х г. также не будет исключением - многие аналитики сходятся во мнении, что стартовые цены будут складываться на более высоком уровне в 6000-6500 руб./т. В последние 3 года рост стартовых цен происходил на фоне увеличения валового сбора подсолнечника и высоких цен на подсолнечное масло в начале сезона. Но новый 2004/05 с/х г. по прогнозу аналитика масложирового рынка ИКАР Усачева Евгения будет сильно отличаться от предыдущих. Главными его особенностями могут стать рекордные переходящие запасы, не очень благоприятная конъюнктура мирового рынка, высокие урожай и загрузка мощностей внутри страны, что суммарно приведет к низким ценам на наливное подсолнечное масло в течение всего сезона. Таблица 1 Источник: оценка ИКАР, Анализ сезона 2003/04 с/х г. показывает, что активная закупочная компания крупных переработчиков привела к удорожанию сырья и снижению рентабельности переработки. Но достаточно длительное время агрохолдинги уделяли этому мало внимания - подсчет рентабельности велся ими по итогам сезона и до сих пор необходимый ее уровень обеспечивался по итогам года. Рост цен рассматривался участниками рынка как нечто вполне естественное. В результате, во второй половине года соотношение цен на подсолнечник и наливное подсолнечное масло достигло критической отметки, после прохождения которой многие предприятия стали работать в убыток. В текущем году с этим столкнулись, в первую очередь, мелкие и средние заводы-переработчики, не имевшие достаточных финансовых средств для закупки подсолнечника осенью по низким ценам и обеспечения загрузки предприятия на протяжении сезона. Но в сезоне 2004/05 вопрос о необходимости определения максимально допустимой цены закупки подсолнечника, способной обеспечить минимальный уровень рентабельности при производстве наливного подсолнечного масла, начинает беспокоить крупные холдинговые структуры, доля наливного масла в продажах которых высока. С этой проблемой в первую очередь могут столкнуться такие компании, как "ОГО", "Солнечные продукты", "Астон", "W.J.Group". В то же время компании "Юг Руси", "Эфко", "Русская бакалея" и "Русагро" это коснется в меньшей степени из-за высокой доли фасованного подсолнечного масла в суммарном объеме производства, выпускаемого под известными общенациональными брэндами "Золотая семечка", "Слобода", "Злато" и "Аведовъ". Усиление конкуренции среди крупнейших производителей подсолнечного масла в новом сезоне в условиях происходящих на рынке активных интеграционных процессов и строительства новых мощностей может впервые за несколько лет привести к существенному снижению рентабельности у многих переработчиков. Таким образом, компании не заинтересованы в сохранении прежних способов борьбы за свободные объемы подсолнечника, сводящиеся сейчас к ярко выраженной ценовой конкуренции. Между тем, рентабельность выращивания подсолнечника сейчас самая высокая в растениеводстве и достигает 200 %, а его доля в севообороте в крупнейших регионах-производителях давно превысила разумные пределы. Так, по данным Госкомстата, посевные площади под подсолнечником в новом сезоне составили порядка 4,8 млн. т, всего на 10 % ниже, чем в прошлом году. Но в 2003 г. рекордный урожай был вызван необходимостью пересева погибших озимых культур. И вопреки настоятельным рекомендациям администрации Ростовской области не нарушать севооборот и использовать под подсолнечником не более 750 тыс. га, площадь посевов по сравнению с прошлым годом только возросла - в области было засеяно до 1,2 млн. га. Выход из создавшегося положения в долгосрочной перспективе может быть только один - снижение стоимости сырья через оптимизацию закупочных цен. Это может быть достигнуто разными способами. Во-первых, холдинги могут приобрести собственные сельскохозяйственные предприятия и заняться самостоятельно производством необходимых объемов сырья. Но, как показывает российская практика последних лет это не самый эффективный способ, т.к. возникают проблемы с управляемостью на данных предприятиях и необходимостью соблюдать севооборот, что автоматически втягивает компанию на другие растениеводческие рынки, не являющиеся для нее приоритетными. Другим способом является авансирование сельхозпроизводителей, хорошо зарекомендовавшее себя в последние годы. В-третьих, широко может использоваться административный ресурс, способный помочь компании существенно сэкономить деньги во время закупочной кампании. Олигополизацию общероссийского и монополизацию региональных рынков переработки также можно рассматривать как хорошую и, самое главное, долгосрочную и надежную альтернативу вышеперечисленным способам. Ведь договориться и поделить сырьевую базу 3-4 участникам рынка будет гораздо легче, чем 8-10, как это происходит сейчас. Ведущий эксперт масложирового рынка ИКАР,
Комментариев: 0 Просмотров: 74
|
ИКАР | Рынки | Новости | Аналитика | Услуги | Информационные материалы |
© 2002—2024 ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка г. Москва, Рязанский пр-т, д. 24, оф. 604 Тел: +7 (495) 232-9007 www@ikar.ru |
||