|
|
|
Статьи экспертовИнтернет-конференция "Мировая индустрия биотоплива. Новые перспективы или экономическая ловушка для России"11 сентября 2007 года 23 августа в 11:00 прошла прямая трансляция интернет-конференции "Мировая индустрия биотоплива. Новые перспективы или экономическая ловушка для России", на которой на вопросы участников торговой площадки http://www.idk.ru>IDK.RU ответил Дмитрий Рылько, генеральный директор "ИКАР". Решетняк Владимир Иванович, Белгородская обл., 31.07.2007 Приношу извинения за “каверзную” преамбулу вопроса - пребывая в уверенности, что “альтернативные программы” являются частью стратегии крупнейших потребителей нефти по обмену “нефтяной иглы” на “иглу продовольственную” - не вижу смысла “перекладывать задачу с двумя известными”. Тем не менее, глупо было бы отрицать очевидное, что европейская (био-дизельная), а вслед за ней и американская (био-этаноловая) программы стимулируют рост цен в масличном и зерновом комплексе, “оттягивая” часть агропродовольственного сырья на технические цели – это бесспорный факт. Если возможно, ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос - каковы Ваши ценовые прогнозы на сезон 2007 – 2008 года (июль - июнь) по среднегодовым значениям для следующих товарных позиций: Не питая иллюзий, что долгосрочный прогноз должен иметь “100%-ное попадание”, прошу высказать Ваше личное мнение, обоснованное экспертной оценкой ситуации на данный момент. ИКАР Ситуация на мировом рынке действительно складывается исключительно интересная. И, безусловно, частью проблемы является мировая индустрия биотоплива, которая развивается столь бурно в последние годы и месяцы, что это сказалось самым непосредственным образом на рынках зерна и масличных. Плюс в одном сезоне сфокусировалась целая группа факторов, которые сильно влияют на мировой рынок и, прежде всего, на мировой рынок пшеницы. Прежде всего, хотел бы обратить внимание аудитории на рекордные текущие цены мирового рынка. Помню сумасшедший сезон 1995-1996 г. , но он уже «перебит» текущими котировками на пшеницу. Ну, и разумеется, и в самом сумасшедшем сне не мог привидеться ФОБ Черное море за 300 долларов. Второй значимый момент – в целом сбываются оценки, которые мы дали на Зерновом раунде РЗС в июне этого года. Сложился уникальный рынок продавца. На рынке пшеницы доминируют США и Россия, на рынке ячменя – Россия и ЕС. Порты США не справляются с нагрузкой, ЕС как никогда активно выдает экспортные лицензии на ячмень, но все равно не может компенсировать отсутствие на рынке Украины, экспорт из России сдерживается нехваткой судов на малую воду и общей слабой логистикой. Что день грядущий нам готовит? В мире есть одна точка, в которой в каждую единицу времени сходятся и переплавляются в рыночную цену оценки тысяч участников рынка. Более того, на эти оценки непрерывно ставятся огромные деньги. Эта точка – биржа. Так вот, с точки зрения текущей биржи, американские (а вслед за ними и мировые) цены на пшеницу будут идти вверх до зимы к уровню в 270 долл. (базис – Великие Озера, США), а затем постепенно пойдут вниз, так что майский контракт на CBOT котируется по 252 долл/тонна по сравнению с текущей ценой сентября в 264 долл. Ослабление цен будет определяться грядущим урожаем в Южном полушарии. Разумеется, остаются риски того, что и в Южном полушарии все будет совсем неблагополучно (так, с точки зрения осадков, ближайшие две недели будут критическими для Австралии). Вот тогда во второй половине сезона может быть совсем «весело». По кукурузе наоборот, мировой рынок пока видится растущим до конца сезона – с нынешних 137 до 152 долл. по майскому контракту на том же базисе. Поскольку основное событие – рекордный урожай в США, уже фактически состоялось. Кстати, американская прибавка в урожае кукурузы перекрывает ожидаемую прибавку в потреблении кукурузы на биоэтанол. Этим и объясняется парадоксальный факт относительно низких цен на кукурузу по сравнению с пшеницей. Наконец, еще один весьма значимый фактор. Позиция российского правительства относительно регулирования экспорта зерна. В случае ограничения экспорта мировой рынок ожидает серьезная ценовая встряска с новым движением вверх. Тогда многое будет зависеть от конкретных параметров ограничений: запрет или сезонная пошлина; если пошлина, то на какие культуры, на какой период и какого уровня. Думаю, никто сейчас не способен дать однозначные ответы на эти вопросы. Леонид, Москва, 01.08.2007 Альтернативная, возобновляемая энергия вопрос крайне серьезный и напрямую связан с глобальным потеплением. Для воплощения проекта необходимо решить многие задачи как комерческие, так и политические. Для производства биотоплива (этанола) в России достаточно ресурсов (растениеводство), при этом можно обойтись без рапса, использовать культуры себестоимость ппроизводства которых значительно ниже рапса. Без деталий экономикк производства биотоплива следующая: в среднем с гектара получается 2 тыс литров при себестоимости 5 рублей за литр. Какова себестоимость литра биотоплива по вашим расчетам. ИКАР Здесь на самом деле не один вопрос – с десяток. Давайте попробуем потихонечку «выбивать» каждый из вопросов, находить текущие ответы. Вопрос связан по большому счету с экономикой биотоплива. Первое, возвращаясь к базовому определению – на сегодняшний момент существует два доминирующих вида биотоплива: биоэтанол и биодизель с двумя различными источниками сырья. Биоэтанол – это, прежде всего, сахарный тростник и зерно (в т.ч. в зерне 90% кукурузы). Биодизель – это прежде всего различные виды масличных. На подходе и другие виды сырья, но об этом поговорим немного позже. Второе – масштабность цифр. Как любят подчеркивать наши зарубежные коллеги, биотопливо - это огромная индустрия для сельского хозяйства и очень маленькая индустрия в обозримой перспективе для мирового энергетического сектора. Возьмем пример России. По нашим расчетам чтобы полностью заместить биоэтанолом текущую потребность России в бензине потребуется приблизительно 120 млн. тонн пшеницы/ячменя или 112 млн. тонн кукурузы, то есть более чем в полтора раза больше, чем все текущее производство зерна России. Для полного покрытия существующей потребности в дизельном топливе на российском рынке потребуется порядка 3 млн. тонн метанола (метиловый спирт) и 27 млн. тонн растительного масла. Если это будет рапсовое масло, то необходимо порядка 80 млн. тонн рапса, то есть в десятки раз больше того, что страна производит сейчас. С точностью последней цифры можно поспорить – все зависит от того, какой выход рапсового масла мы принимаем в основу нашей гипотезы. Если исходить из более реалистичной оценки – показателя, который ставят перед собой многие правительства - достижение самообеспечения биотопливом транспортной системы страны на 5% - то для достижения этой цели понадобится примерно 5 или 6 млн. тонн зерна и 4 млн. тонн рапса. Обращаю Ваше внимание, что по зерну цифры не смотрятся такими фантастическими, а по рапсу практически в десять раз больше уровня текущего уровня производства России. Что касается экономики, прежде всего, напомним, что мир находится на первом технологическом этапе развития индустрии биотоплива, при этом сама индустрия развивается чрезвычайно динамично. Вполне возможно, те цифры, о которых мы сейчас говорим, через пару лет будут неактуальными. Технологический прогресс идет достаточно быстро, в НИОКР закачиваются миллиарды долларов, индустрия весьма пластична. Тем не менее, возвращаясь к вопросу себестоимости биодизеля и биоэтанола, получается следующая картина. Биодизель в странах Европейского содружества котируется в настоящее время по цене около 760 евро за тонну, при этом следует учесть, что эта цена не обеспечивает рентабельности производства, поскольку цены на рапсовое масло находятся на фантастически высоком уровне (в настоящее время это порядка 700 евро за тонну). В России в последние пару лет рынок рапса и рапсового масла выстроился в сторону экспортного окошка в страны ЕС. По итогам завершившегося сезона отэкспортировали 60 тыс. тонн рапсового масла в ЕС – это очень большой показатель. В наступившем сезоне, возможно данная цифра будет превзойдена. Соответственно, наши внутренние цены на масло идут под обрез ЕСсовских с учетом логистики. Получается, что если исходить из текущих цен на рапсовое масло в России, добавить необходимую маржу переработчика, примерная цена на заправке – около 26-30 рублей за литр биодизеля. Разумеется, без акциза. Можете сравнить это с ценами на простой дизель на заправке и придти к выводам об экономике биодизеля для России. Вопрос о возможности производства и экспорта биодизеля в страны ЕС остается открытым. Хотел бы только обратить внимание на жесткие технологические требования, предъявляемые к качеству, а также на текущий переизбыток мощностей по производству биодизеля в странах ЕС. Поэтому перспективы наращивания экспорта растительного масла в ЕС в ближайшие годы видятся если не блестящими, то хорошими, а вот с биодизелем – вопрос гораздо более сложный. Что касается биоэтанола, то следует принять во внимание разные источники сырья с различными выходами продукции. Если взять базовую зерновую культуру в мире для производства этанола – кукурузу, то получается, что на нынешнем уровне развития технологии из тонны зерна можно получить порядка 410 литров этанола и 300 с лишним кг «ко-продукта», DDGS (сухая золотая барда), остальное – углекислый газ. Текущая оптовая цена американского биоэтанола – 50 центов за литр. Следует учесть, что в США действует освобождение от топливного налога относительно биоэтанола - примерно 28 центов за литр. Что и стимулирует компании использовать биоэтанол. В России другая ситуация – кукурузы нет в тех объемах, которые нужны для того, чтобы достигнуть значимых цифр по производству биоэтанола. Наличная отечественная кукуруза стабильно дороже американской и стабильно дороже отечественной фуражной пшеницы. Спрос на кукурузу растет со стороны крахмалопаточной индустрии, быстроразвивающегося сектора животноводства. Поэтому логично рассмотреть в качестве потенциального сырья следующую группу зерновых, это пшеница фуражная, ячмень - массовые культуры, по которым в России имеются видимые излишки. Экономика производства биоэтанола из пшеницы и ячменя существенно хуже, чем из кукурузы: при современной технологии из тонны пшеницы или ячменя выходит на 6-7% меньше этанола. Плюс возникает тот же тип «ко-продукта», сухой барды. Правда, с несколько иными потребительскими свойствами. Кратко говоря, качество барды из пшеницы и ячменя «гуляет», что не делает жизнь комбикормщиков более легкой. Так вот, по предварительным прикидкам, чистая себестоимость (с учетом амортизации плюс минимальная отдача на капитал) производства литра биоэтанола составляет порядка 60-120 центов, в зависимости от цены пшеницы и цены побочного продукта. Если наша текущая оценка недалека от истины получается, что отечественный биоэтанол, мягко говоря, недостаточно конкурентен по сравнению с отечественным бензином. Плюс проблема акциза. В России, как известно, акциз на этиловый спирт в настоящее время составляет 23,5 рубля за литр с перспективой будущего повышения. Напомню, что акциз на бензин с октановым числом выше 80 доходит до 3,6 рублей, то есть он существенно ниже, чем на этиловый спирт. Вот такая получается арифметика. То есть дело не только и, возможно, не столько в акцизе, а в «чистой» текущей экономике производства этанола. Разумеется, есть и дополнительные факторы за биоэтанол – экологические аспекты (в т.ч. перспектива производства и экспорта экологически чистых присадок), возможный будущий взрывной рост цен на минеральные энергоносители и т.д. Но это – дополнительные факторы. Естественен вопрос, а что же в других странах, люди считать не умеют? Почему весь мир тогда строит и строит заводы по производству биоэтанола? Давайте рассмотрим реальные цифры. По оценкам МСЗ в сезоне 2007/08 г. в мире будет произведено 1650 млн. тонн зерна. А на производство биоэтанола будет использовано 107 млн. тонн. В том числе на США придется 86 млн. тонн (80% от мира), причем практически весь объем – это кукуруза. Таким образом, на современном технологическом этапе развития отрасли биоэтанол остается весьма небольшим сегментом зерновой индустрии, 4/5 которой приходится на одну страну (США), а более 9/10 – на одну культуру (кукурузу). Более того, практически весь прирост использования зерна на биоэтанол в 2007/08 г., а именно, 32 млн. тонн кукурузы, придется на одну страну – США. Годовой рост потребления зерна на биоэтанол во всех других странах вместе взятых, составит всего около 4 млн. тонн. То есть пока никакого бума! Напротив, во всех странах, кроме США, речь идет о весьма осторожной стратегии постепенного тестирования производственной технологии и сектора потребления. Добровольский Константин Валерьевич, Санкт-Петербург, 30.07.2007 Тезис 1: стране имеющей достаточное количество природных энерго ресурсов не подобает перерабатывать зерно и другие востребованные культуры в топливо. Вы согласны? Тезис 2: если существует биотопливное направление в экономике то его нужно развивать чтобы не отставать в этой сфере от других стран. Вопрос: возможно ли вырабатывать достаточно для развития отрасли биотоплива на "побочном" сельскохозяйственном сырье, т.е. не из того сырья которое востребованно в пищевой и животноводческой сфере? Отбрасывая другие факторы (гринпис, "мораль" и т.п.) ИКАР Еще раз оговорюсь - МТБЭ vs. ЭТБЭ – т.е. тема присадок - отдельная, здесь ее не касаемся. Думается, в основе выбора той или иной страновой стратегии должен лежать экономический расчет. Было бы в этом бизнесе неразумно гнаться за модой или престижем. Ведь это не «индустрия моды». Конечно, под экономикой мы подразумеваем не сиюминутное состояние дел, но и перспективу. Включая учет слабо просчитываемых факторов, связанных с воздействием на окружающую среду, и т.д. На нынешней стадии развития технологии биотопливо в России явно экономически проигрывает минеральным источникам энергии. Даже без учета налогообложения. Перспективы экспорта если не сомнительны, то очень рискованны. Нужно ли создавать еще одну дотационную отрасль? И еще один аспект. Забудем о задаче 5%-ного замещения дизельного топлива биодизелем на основе рапсового или подсолнечного масла. Даже эта, весьма скромная задача, как мы показали выше, практически невыполнима. Рассмотрим внешне более реалистичную цель 5%-ной замены бензина биоэтанолом. Для этого потребовалось бы, расчетно, около 6 млн. тонн фуражного (как самого дешевого) зерна. Это – очень существенная цифра с точки кормового баланса страны и отдельных регионов. А в целом пока более реалистичной и менее рискованной выглядит перспектива экспорта сырья под производство биотоплива. Плюс прибыльное заполнение многочисленных пустот в мировых балансах зерновых и масличных, вызванных многими факторами, в том числе и развитием индустрии биотоплива. Плюс инвестиции в научные исследования и разработки, связанные со «вторым этапом» развития индустрии биотоплива – переходом на использование биомассы и выпуском расширенного спектра биоэнергетических товаров. Ходиков Александр, Витебск, Белоруссия, 31.07.2007 Мне кажется,что это для России большое благо.Это большая вероятность возвратить в оборот 23 млн.га пашни,а также начать засевать,опять,Северо-Запад.А мой вопрос:"Скажите,пожалуйста,на Ваш взгляд,возможно ли сформировать интерес к производству биотоплива на уровне правительства РФ,а к потреблению на уровне губернаторов,хватит ли у сельхозников "золотого запаса" на эту работу?". Спасибо. ИКАР Александр, см. ответы выше. Повторюсь, не думаю, что создавать еще одну дотационную индустрию, конечной задачей которой является перевод потенциального продовольствия в бензобаки – хорошая идея. В сельском хозяйстве России есть много других направлений, которые нуждаются в государственной поддержке. То же животноводство, например. Соколов Богдан Николаевич, Ивано-Франковск, Украина, 31.07.2007 На сайте http://www.idk.ru>idk.ru, я впервые вычитал о ВОДОРОСЛЯХ, которые намного эфективнее рапса для производства экотоплива и главное, - сохраняется земля для продовольственных культур. Какое Ваше отношение к этому вопросу? ИКАР В мире есть множество экзотических источников сырья, которые, в принципе, обещают хорошие выхода биотоплива. Но, тем не менее, они пока не способны обеспечить развитие промышленной стадии производства. А без промышленной стадии все это остается на уровне «лабораторных пробирок». Константин, Краснодар, 30.07.2007 Рекомендуете ли Вы выращивать рапс? Каким культурам он уступает по рентабельности в Южном округе, а какие обгоняет? ИКАР При оценке экономики рапса обратил бы внимание на ряд аспектов. Очень кратко: Кратко суммируя все вышесказанное, перспективы у этой культуры огромные, а возни впереди очень много. Поэтому движение вперед (посевные площади, урожайность) будет не столь быстрым, как это многим видится. ООО Тестер, Москва, 01.08.2007 Дмитрий, считаете ли Вы, что при таком мощном лобби собственников природных энергоресурсов, какое есть сейчас, шансы у биотоплива на повсеместное применение в России невелики (по сравнению с Европой)? ИКАР Постарался ответить на этот вопрос выше. Абазашта, Воронежская обл., 30.07.2007 Не считаете ли Вы, что развивать альтернативные виды топлива хотя бы для того чтобы ограничить рост цен на нефтепродукты? А то эта гонка цен на нефтепродукты окажут в конце концов медвежью услугу нашей экономике и к добру эта "халява"не приведет. с уважением Александр, Павловск. ИКАР Частично ответил на этот вопрос выше. Думаю, что в гораздо большей мере на цены на ГСМ оказывают влияние два других фактора: Кузьма Мамин, Москва, 03.08.2007 Дмитрий, Вам не надоело прогнозировать? Занялись бы производством биодизеля, а лучше биоэтанола, он вкусней. ИКАР Ну, перефразируя классика, трудно спорить о вкусе биоэтанола с теми, кто его пил. Мой личный опыт ограничивается «Массандрой» в Советской Армии (смесь дистиллированной воды со спиртом с присутствием паров керосина – применялась для охлаждения движков). Вот, занялся прогнозированием после этого (шутка). Матанат, Баку, 02.08.2007 Нас очень интересует в чьем ведомстве из государственных структур функционирует зерновой фонд в государствах СНГ и ЕС? ИКАР Не понял вопрос. Гребенников Алексей Александрович, Томск, 07.08.2007 Индустрию биотоплива Россия развивать должна безусловно, это вопрос престижа на мировой арене. Но каковы основные направления его использования: только в качестве заменителя бензина или его можно еще где-то использовать? Исходя из чего складывается мировая цена на биоэтанол? ИКАР На первую часть вопроса постарался ответить выше. Что касается ценообразования. Ситуация вкратце, выглядит следующим образом. «Мировой рынок» биотоплива – в самом зачаточном состоянии. На «рынке» биоэтанола доминируют два игрока – это Бразилия, поставляющая вполне конкурентный по цене продукт и США. США защищены от Бразилии импортным тарифом и субсидиями отечественным производителям биоэтанола из американской же кукурузы. При этом США всячески – морально - поощряют Бразилию и другие страны к наращиванию производства биоэтанола, поскольку эта задача отвечает их глобальным интересам сокращения общей зависимости от нескольких недостаточно лояльных или просто враждебных стран – поставщиков минерального топлива. В свою очередь, цена бразильского биоэтанола зависит от цен на сахар, поскольку Бразилия – крупнейший производитель и экспортер сахара из сырца в мире. Одни и те же бразильские компании зачастую на одних и тех же заводах производят либо сахар, либо биоэтанол, в зависимости от соотношения цен на эти два товара. А цены на биодизель тесно связаны с ситуацией на мировых рынках масличных. Федор, Ставрополь, 31.07.2007 Можно ли выделить семена сорго гибрид "Бурго" из всех семян сорго? Имеет ли этот гибирид положительно отличительные качества в сравнении с другими сортами? ИКАР О конкретном сорте сорго ничего сказать не могу – не знаю. Сахарное сорго – весьма перспективная культура с точки зрения производства биоэтанола. Будучи засухоустойчивой, культура перспективна и для юга России. Есть одна проблема – выращивается ее пока всего несколько тысяч тонн, что недостаточно даже для мыслей о запуске коммерческого проекта.
Комментариев: 2 Просмотров: 384
|
ИКАР | Рынки | Новости | Аналитика | Услуги | Информационные материалы |
![]() |
© 2002—2025 ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка г. Москва, Рязанский пр-т, д. 24, оф. 604 Тел: +7 (495) 232-9007 www@ikar.ru |
![]() ![]() |
|