|
|
|
→ ИКАР в СМИ → #6894 ИКАР в СМИГрузовые дворы ОАО «РЖД» увеличили переработку зерновых20 июля 2021 года О трендах в перевозке зерна, развитии экспортных направлений и строительстве новой инфраструктуры «Гудку» рассказали представители агрологистического рынка По итогам первого полугодия погрузка зерна на сети ОАО «РЖД» возросла на 15% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Эксперты считают, что такая динамика связана с ростом урожая зерновых культур и переходом грузоотправителей с автомобильного транспорта на железную дорогу. Андрей Зыбкин, заместитель начальника Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом (по коммерческим вопросам) ОАО «РЖД» Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом (ЦМ) развивает услуги для участников зернового рынка, чтобы привлекать новых клиентов на терминально-складскую инфраструктуру. Это особенно актуально с учётом роста потребности трейдеров и сельхозпроизводителей в переработке зерновых грузов. Результатом нашей работы стало увеличение объёмов переработки зерновых – на 43% по итогам шести месяцев 2021 года в сравнении с аналогичным периодом 2020 года. Работа с зерновыми грузами ведётся на 99 терминалах Центральной дирекции. Участникам рынка предлагаются различные формы сотрудничества – это, например, погрузочно-разгрузочные услуги, хранение грузов в складах, в том числе быстровозводимых, также предоставляется в аренду инфраструктура грузовых дворов, где можно установить мини-элеваторы. ЦМ регулярно расширяет перечень оказываемых услуг и оснащает грузовые дворы современными техническими средствами. Так, на полигоны Юго-Восточной, Северо-Кавказской, Куйбышевской, Приволжской и Западно-Сибирской дирекций по управлению терминально-складским комплексом были поставлены перегружатели для переработки зерновых грузов. В первой половине этого года мы организовали несколько новых проектов. К примеру, Забайкальская дирекция терминально-складского комплекса начала выполнять погрузку зерна в мягкие контейнеры. Горьковская ДМ организовала погрузки зерна с использованием бункер-перегружателя на территории контейнерной площадки для переработки большегрузных контейнеров. Отправлять контейнерные поезда с зерном с этого года начала дирекция на Красноярской дороге. Разрабатываются сквозные услуги, когда в процессе участвуют несколько наших региональных дирекций. Так, при переработке зерновых грузов, следующих в порт Новороссийск, погрузка выполняется силами Красноярской дирекции, а выгрузкой и перевалкой груза в автомобиль занимается Северо-Кавказская дирекция. Центральная дирекция предлагает грузовладельцам переработку зерновых грузов силами мобильных бригад за пределами грузовых дворов, когда у грузополучателей и грузоотправителей возникает потребность выгрузить груз именно в этом месте, в частности на путях необщего пользования клиентов. Уже сформированы 123 мобильные бригады, они оснащены необходимой техникой и грузозахватными механизмами. В 2021 году сервис планируется расширить и создать готовые типовые решения, чтобы оперативно развёртывать мобильные бригады по требованиям клиентов и оперативно предоставлять ценовые условия. Специалисты дирекции мониторят ситуацию на сельскохозяйственном рынке и оперативно реагируют на изменения. Так, увидев информацию о поручении министра сельского хозяйства об образовании рабочих групп для реализации федерального проекта «Экспорт продукции АПК», мы направили письмо о включении в состав этой группы. В результате представители региональных дирекций включены в рабочие группы Минсельхоза России, образованные в шести субъектах РФ – это Волгоградская, Челябинская, Кемеровская области, Республика Татарстан, Хабаровский и Приморский края. Задача этих рабочих групп – способствовать реализации федерального проекта, а также контролировать, чтобы планы грузовладельцев соответствовали логистическим возможностям по вывозу зерновых грузов. Рабочие группы рассматривают и согласовывают объём погрузки зерновых и направления перевозок между всеми участниками перевозочного процесса. Затем по каждому грузоотправителю разрабатывается дорожная карта с закреплением объёма предъявления груза. Также они занимаются разработкой мер, направленных на увеличение доли российских производителей на мировом рынке. Антон Мишин, директор Департамента перевозок зерновых грузов компании «Эколайн» Сегодня существует несколько факторов, мешающих развитию агрологистики. Это, например, введение экспортных пошлин и ограничения, действующие на отдельных направлениях сети из-за загруженности магистрали и введения конвенций со стороны Китая. По предварительным данным от аналитиков по прошедшей посевной кампании, можно сказать, что урожай в новом сельхозгоду составит 130 млн тонн зерновых, зерно-бобовых, масличных культур. Распределение этих потоков произойдёт традиционно: порядка 50 млн тонн отправится на экспорт. Новых направлений для экспортных перевозок мы пока не ожидаем. Есть несколько факторов, сдерживающих агрологистику. Так, в период действия плавающих пошлин на продажу зерна за рубеж и рисков включения квотирования продаж зерна на экспорт грузопотоки не стабильны. Если рассматривать отправки поездов на восток, то там периодически вводятся конвенции на приём грузов со стороны Китая. Увеличению объёмов перевозки в сторону черноморских портов мешают заторы, возникающие на Северо-Кавказской железной дороге. Говоря о будущих трендах агрологистики, можно отметить не резкий, но поступательный переход зерновых грузов на перевозки в контейнерах. Такой вид подвижного состава универсален, его не требуется переваливать в промежуточных точках движения. Однако для развития контейнерных перевозок необходимо подготовить существующую инфраструктуру: установить современные элеваторы с удобными для погрузки контейнеров механизмами, увеличить мощности существующих или построить новые контейнерные терминалы, наладить поставки необходимого типа контейнеров в регионах погрузки зерновых культур. Статистика перевозок зерна сегодня отражает переход грузоотправителей с автомобильного на железнодорожный транспорт. Эта динамика объясняется в том числе введением ограничений по весу на автомобильные перевозки. В регионах устанавливают мораторий на движение грузовых фур с перевесом. В таких условиях доставка зерна по железной дороге становится более привлекательной для отправителей. Агрологистика – одна из самых динамично развивающихся областей, в частности в стране строятся новые зерновые терминалы и расширяются существующие. Сегодня среди грузоотправителей существует тенденция перехода на железнодорожный транспорт. Это объясняется введением ограничений на перевозку зерна автовозами. Администрации пытаются бороться с нарушением весовых норм на автотранспорте, вводя мораторий на приём грузовиков с перевесом. Помимо прочего эти ограничения приводят к нехватке автомобильного транспорта для вывоза зерна. Большая часть зерновых грузов традиционно отправляется на экспорт. Считаю, что эта тенденция – долгосрочная. Однако если в России сохранятся введённые правительством экспортные пошлины в том виде, в котором они работают сейчас, то ситуация с распределением отправок зерна может измениться и возрастёт доля внутрироссийских поставок. Экспортные рынки сбыта зерна всегда традиционны, единственное изменение – перераспределение объёмов между ними. В ближайшие годы возрастут отправки в Китай. Этот прирост уже заметен: за пять месяцев экспорт зерна в КНР только через пункт пропуска Гродеково увеличился к прошлогоднему периоду в 2,2 раза. Это связано с резким ростом спроса на зерновые со стороны Китая. Рост объёмов погрузки зерна на сети железных дорог требует развития инфраструктурных мощностей. Нужно строить контейнерные площадки так, чтобы они были в непосредственной близости сразу от нескольких крупных регионов, где выращиваются зерновые культуры. Это поможет сократить затраты на логистику и привлечь груз на железную дорогу. Объём перевозок зерна по сети растёт. Так, в Сибирском федеральном округе объём перевозки зерновых грузов в среднем ежегодно составлял 2,5 млн тонн, а в этом году уже перевезено более 4,5 млн тонн. Такая динамика объясняется, в частности, тем, что селекционерами выведены семена, устойчивые к погодным условиям и гарантирующие хороший урожай. В 2021 году, исходя из прогнозов, урожай зерна составит около 25 млн тонн, что является очень хорошим результатом. Рост погрузки зерна на сети ОАО «РЖД» требует строительства дополнительной инфраструктуры. Поскольку основной объём зерновых мы направляем в порты, чтобы экспортировать, а морская перевозка чаще осуществляется в контейнерах, нам потребуется строительство дополнительных контейнерных площадок. При этом такие контейнерные площадки необходимо создавать на пересечении трёх-четырёх крупных производящих зерно регионов страны. Объясню, почему. Многие производители сегодня боятся инвестировать в строительство дополнительной инфраструктуры. Инвестиции в контейнерную площадку составляют порядка 100 млн руб. При этом существует ряд рисков, например низкий урожай или изменение конъюнктуры рынка. Строительство инфраструктуры общего пользования на пересечении нескольких крупных регионов произрастания зерна помогает избежать этих рисков. Также смещение инфраструктуры в сторону мест сбора урожая поможет сократить затраты на логистику и повысить конкурентоспособность железнодорожных перевозок. Распределение зерна между внутрироссийскими поставками и экспортом зависит напрямую от конъюнктуры рынка, а также от правительственных мер. Среди направлений экспортных поставок можно отметить Казахстан, который за последние годы стал постоянным потребителем российского зерна. Это связано с несколькими факторами, например отсутствием ввозных пошлин. Потенциал перевозок зерна в Казахстан в сезоне-2021/22 составит порядка 1 млн тон, тогда как в прошлом сезоне это было 290 тыс. тонн. Также развиваются такие направления, как Узбекистан, Киргизия, Туркмения. В этих странах строят свои площадки для переработки зерна и готовы покупать сырьё в России. Ещё одно, уже постоянное для агрологистики направление – Китай. В частности, растут перевозки в сторону пограничных переходов Забайкальск, Гродеково, Эрлянь. Это те регионы, где в Китае расположены благоприятные экономические зоны, есть кластеры для переработки продукции, поставляемой из России. Считаю, что в ближайшие годы это направление экспорта только укрепится. Александр Слободяник, заместитель руководителя Департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Высокие урожаи зерна в России и благоприятная конъюнктура на мировом рынке способствуют быстрому росту отправок на экспорт. Однако введение экспортных пошлин притормозило увеличение отправок за границу и стимулировало внутрироссийские перевозки – по итогам шести месяцев 2021 года они повысились на 10% к уровню прошлого года. Погрузка зерна на сети ОАО «РЖД» в этом году демонстрирует положительную динамику: так, в первом полугодии погружено 12,3 млн тонн, что на 15% выше уровня 2020 года. Этому способствует высокий уровень урожая зерна в РФ в предыдущий период. При этом, если в прошлом году наблюдалось существенное увеличение отправок на экспорт – практически на 40% к уровню 2019 года, то в этом году для обеспечения продовольственной безопасности Правительство РФ приняло меры по сдерживанию роста экспортных отправок. В начале февраля 2021 года кабинет министров утвердил ставки вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, вывозимые из страны за пределы государств – участников соглашения о Таможенном союзе. А с июня 2021 года правительство ввело в действие механизм зернового демпфера – он предусматривает плавающую пошлину на вывоз из России основных зерновых культур, которая зависит от цены на мировом рынке. Зерновой демпфер будет функционировать совместно с принятыми ранее квотами на экспорт зерна, причём при превышении квоты существенно увеличиваются пошлины (50% от таможенной стоимости или не менее 100 евро за тонну). Принятые меры способствовали увеличению отправок во внутреннем сообщении. В то же время происходит активная контейнеризация зернового рынка. За шесть месяцев 2021 года перевозки зерна в контейнерах увеличились в четыре раза. Отчасти такая динамика связана с локальным дефицитом подвижного состава (зерновозов), поэтому грузоотправители используют альтернативное средство транспортировки. Что касается динамики грузовой базы зерна по итогам 2021 года, то объём его погрузки будет зависеть от урожая. Высока вероятность сокращения сбора зерновых, уже сейчас в некоторых регионах страны аграрии сообщают, что пострадало до половины их посевов.
Комментариев: 0 Просмотров: 47
|
ИКАР | Рынки | Новости | Аналитика | Услуги | Информационные материалы |
© 2002—2024 ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка г. Москва, Рязанский пр-т, д. 24, оф. 604 Тел: +7 (495) 232-9007 www@ikar.ru |
||