|
|
|
ИКАР в СМИИскусственное вскармливание. Российский рынок заменителей цельного молока замер в ожидании передела25 июля 2007 года В 1996 г. выходец из шахтерской семьи основатель компании «Мустанг Ингредиентс» Алексей Мартыненко обратил внимание на рынок заменителей цельного молока для выпаивания телят. И не прогадал. К 2007 г. объемы продаж достигли 20 тыс. т, а выручка - 800 млн руб. в год. До 1993 г. Алексей Мартыненко следовал семейным традициям. Он вырос в Кемеровской области в шахтерской семье, по совету родных отправился учиться в Москву, в Горный институт. Но продолжить дело родителей ему было не суждено. Во время студенческих каникул он уехал на заработки в Германию, а когда вернулся, создал компанию, не имеющую никакого отношения к шахтерскому ремеслу. В Германии он поливал цветы в офисах местных компаний. Платили по тем временам неплохо. За 3 месяца ему удалось накопить $1200. На эти деньги он и основал компанию «Мустанг Ингредиентс», которая поначалу занялась экспортом российской агропродукции. «В начале 90-х молоко в России стоило очень дешево, и многие молочные заводы помимо молока производили и казеин, мы его скупали на заводах и продавали за границу», - объясняет А. Мартыненко. К середине 90-х казеиновая идиллия закончилась - цены на молоко выросли, кроме того, молокозаводы научились производить высокотехнологичные и дорогие молочные продукты, например йогурты. Заниматься казеином стало невыгодно. А. Мартыненко помогли уже наработанные связи. «Мы решили стать дистрибуторами заменителя цельного молока (ЗЦМ) для выпаивания телят», - говорит он. Стать поставщиком А. Мартыненко согласилась голландская компании «Нутрифид» (дочернее предприятие компании Campina). Как сэкономить молоко. Заменителями молока телят выпаивали еще в Советском Союзе, говорит Татьяна Рыбалова, ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). С началом перестройки спрос на ЗЦМ упал и объемы производства практически обнулились, продолжает она. Молоко стало дешевле газированной воды и потребность в заменителях исчезла, подтверждает директор племзавода «Заря» (Вологодская обл.) Полиект Подгорнов. Интерес к заменителям вновь стал расти, когда в России заработали современные комбинаты по производству молока, продолжает Т. Рыбалова. А. Мартыненко убеждал фермеров в том, что выпаивать телят натуральным коровьим молоком невыгодно. Натуральное молоко стоит 7-10 руб/л, а его заменитель - около 5 руб. Поскольку на выпаивание одного теленка в среднем тратится 250 л молока или 25 кг ЗЦМ (разводится в пропорции 1:10), то на каждом теленке можно сэкономить до 1000 руб., пояснял он. Уговорам поддаются. Животноводы расчетам внимали постепенно. «Мустанг Ингредиентс» начала торговать ЗЦМ в 1996 г. Искать клиентов А. Мартыненко помогли уже налаженные связи на молокозаводах. Параллельно «Мустанг Ингредиентс» начала развивать собственную дилерскую сеть в регионах. Сейчас этой сетью охвачена практически вся Россия. «Там, где есть коровы, там мы и продаем ЗЦМ», - говорит А. Мартыненко. Партнеров по бизнесу у «Мустанг Ингредиентс» пока нет лишь в Чечне, на Крайнем Севере и в Калмыкии. «Мы стали официальными представителями компании «Мустанг Ингредиентс» с момента ее существования», - комментирует директор компании «Мустанг-Сибирь» (Барнаул) Андрей Токарев. Поначалу животноводы относились к заменителю с опаской и говорили, что поили и будут поить телят молоком, а не «буржуйской бурдой», рассказывает он. Но постепенно даже консервативные аграрии осознали свою выгоду. В ЗАО «Целинное» (Новосибирская обл.) на заменитель перешли около 4 лет назад. «ЗЦМ ничуть не хуже натурального молока, а выгода его очевидна», - объясняет директор «Целинного» Александр Царик. Импортные компоненты. В 2001 г. «Мустанг Ингредиентс» вложила около $500 тыс. в строительство завода для собственного производства заменителя. «Некоторые компоненты мы покупаем в России, а сою и делактозированную сыворотку, которая не производится в России, завозим из Голландии, - говорит А. Мартыненко. - Обычная молочная сыворотка в России стоит 50 руб/кг, в Европе - 46 руб/кг, доставка и таможенная пошлина увеличивает эту сумму до 53 руб. Но зато европейские продукты лучшего качества и проблем с доставкой тоже никогда не бывает», - подчеркивает А. Мартыненко. В 1996 г. «Мустанг Ингредиентс» продала около 300 т заменителя, в 1997 г. - 1200 т, в 1999 г. - 1700 т, в 2006 г. - уже 22 тыс. т. «Мы тоже используем импортные компоненты», - говорит Руслан Омаров, генеральный директор компании «Тагрис», которая производит ЗЦМ уже 4 года. Поводом для начала производства стала покупка 3 колхозов. «Мы поняли, что нам нечем кормить телят, - признается Р. Омаров, - увидели, что рынок заменителей не насыщен, импортные продукты дороги, поэтому мы решили делать ЗЦМ самостоятельно. А потом начали этот продукт продавать». «Тагрис» не единственный конкурент «Мустанг Ингредиентс» на российском рынке. В числе производителей и поставщиков ЗЦМ отраслевой журнал «Агробизнес» называет компании «Молоко», «Провими», «Хайфид», «Спектр», «Линас Инагра», «Продинвест», Вороновский завод регенерированного молока, «Капитал-ПРОК», «Агророс». Серьезных конкурентов А. Мартыненко насчитал около 10. «Как правило, все они работают с поставщиками из Голландии, которые являются лидерами этого рынка», - комментирует он. Рынок уперся. Вплоть до последнего времени места на рынке хватало всем. С 2000 по 2006 г. спрос на заменитель рос чуть ли не на 100% в год, а сейчас гораздо медленнее, всего на 10-15%, говорит А. Мартыненко. С этой оценкой согласен и исполнительный директор Молочного союза России Владимир Лабинов. Он считает, что спрос на ЗЦМ будет расти на 15% в год, это обусловлено ростом закупочных цен на молоко. «Рынок уперся, - говорит Сергей Ковальков, директор компании «Молторг», - я считаю, что больше он не вырастет». «Рынок замер в ожидании передела, - высказывается Р. Омаров из «Тагриса». - Вскоре должно произойти замещение импортного продукта отечественным». Впрочем, поставщики импортного заменителя не унывают. «Я считаю, что в России вообще не создано ни условий, ни технологий для производства качественного ЗЦМ», - категоричен Александр Родионов, специалист по крупному рогатому скоту компании «Техкорм» (представительство голландского агрохолдинга Nutreco). 90% российского рынка ЗЦМ свободно, уверен он. По западному пути. По оценкам компаний «Мустанг Ингредиентс» и «Тагрис», в 2006 г. в России было продано около 76 тыс. т ЗЦМ. Таким образом, емкость этого рынка составляет 2,8 млрд руб. «Пока что российский рынок заменителя молока дикий, - убежден А. Родионов, специалист по крупному рогатому скоту компании «Техкорм», - в нем есть и теневой сектор». Точно так же «в тени» находится и часть всего российского рынка комбикормов. «С учетом теневого сектора емкость российского рынка комбикормов в 2006 г. составила около $3,8 млрд», - утверждает аналитик ИКАР Константин Кугучин. По его мнению, на этом рынке наблюдается явная тенденция к росту и к 2010 г. он должен вырасти примерно на 30%. Т. Рыбалова из ИКАР уверена, что рынок ЗЦМ будет расти. В России создаются мегафермы, где требования к эффективности производства будут не ниже, чем в Европе. «В этой области Россия развивается по западному пути, а значит, потенциал у рынка ЗЦМ есть», - говорит она. Елена Мулярова
Комментариев: 0 Просмотров: 76
|
ИКАР | Рынки | Новости | Аналитика | Услуги | Информационные материалы |
![]() |
© 2002—2025 ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка г. Москва, Рязанский пр-т, д. 24, оф. 604 Тел: +7 (495) 232-9007 www@ikar.ru |
![]() ![]() |
|