|
|
|
ИКАР в СМИНа конференции в Белокурихе обсудят проблемы рынков зерна и муки27 февраля 2019 года Что происходит на рынках зерна и муки, какие проблемы его участники хотят обсудить в Белокурихе на 12 зимней Зерновой конференции, мы спросили у Валерия Гачмана, президента Союза зернопереработчиков Алтая, гендиректора компании «Грана». И вот что поняли. РынокРынки сбыта у наших мукомолов в этом году не изменились, но стала сокращаться их емкость из-за перепроизводства. Если три года назад алтайские зернопереработчики грузили в Поволжье, на Урал, на северо-запад страны, то в 2016 – 2017 годах излишек зерна был столь велик, что на всех местных рынках они не выдерживали конкуренции из-за высокого железнодорожного тарифа. Каких-то новых льгот правительство не вводило, а издержки росли: электроэнергия и ГСМ, оборудование ежегодно поднимались в цене, необходимо было повышать зарплату. Как результат, сокращались объемы производства, рентабельность продаж и загрузка мукомольных мощностей. По-прежнему не работают «Барнаульская мельница», «Ключевской элеватор», мельницы компании «Пава» в Ребрихе и Михайловском. Правда, каких-то новых банкротств за последнее время не зафиксировано, как и существенных взлетов, если не считать открытия в августе 2018 года мельницы на Табунском элеваторе, который входит в АПК «Грана».
Многолетний опыт работы с Китаем дает понимание, что там быстро не договоришься, однако положительная динамика есть. На протяжении двух лет продажи в КНР растут, и сегодня предприятия Алтайского края ежегодно экспортируют в Поднебесную десятки тысяч тонн муки. Среди лидеров – «Алейскзернопродукт», «Беляевские продукты» и «Алтайские мельницы». Но эту стадию можно пока считать освоением рынка. Три года рекордных урожаев в России вызвали колоссальный рост запасов зерна, которые серьезно давили на рынок, снижая цены. Однако в этом году тренд удалось переломить. Во-первых, в 2018 году в стране собрали зерна хоть и много, но меньше, чем в 2017-м Алтайские переработчики почувствовали себя комфортнее. Это снимает угрозу дальнейшего сокращения посевов пшеницы в пользу масличных и бобовых культур. КонференцияКак раз озвученные выше проблемы переработчики вместе с аграриями обсудят на XII Зимней зерновой конференции. Ведущий специализированный форум Сибири откроется уже 28 февраля и соберет лучших российских и некоторых зарубежных экспертов. В частности, будут украинские зернопереработчики, которые расскажут, как лучше работать с заграницей. Благодаря близости к морским портам те продают за рубеж в разы больше муки, чем россияне. Мукомолы из Незалежной торгуют со странами Африки, Ближнего Востока и обещают поделиться опытом. От Минсельхоза РФ ожидаем замминистра Сергея Левина. Он отвечает за внешнеэкономическую деятельность, и его присутствие на конференции было бы чрезвычайно важно.
Слава богу, что в правительстве это понимают. Произвести зерно и выделить погектарные субсидии очень важно, но если в конце сельхозпроизводитель не сможет с выгодой продать свой урожай, то все усилия государства тщетны. Никакая погектарная поддержка или субсидии на покупку техники, ГСМ не смогут перекрыть тот ущерб, который получают крестьяне при падении цен в два раза или просто невозможности его реализовать. В Правительстве РФ считают закупочные интервенции зерна важным инструментом влияния на рынок, но далеко не гарантирующим решение проблемы перепроизводства. И главное, о чем нужно говорить, – это расширение внешних рынков сбыта. И в этом плане будет интересно спросить у Сергея За последние годы переработчики научились производить продукцию, которая нужна в странах – потенциальных импортерах. Но им, во-первых, мешают высокие железнодорожные тарифы. Их нужно существенно субсидировать. Еще дороже обходятся прочие услуги по использованию подвижного состава (аренда, подача, уборка вагона). В результате перевезти вагон муки до ближайшего пограничного перехода в КНР – станции Забайкальск обходится в 320 тысяч рублей. И те скидки на ж/д тариф, которые алтайские переработчики в свое время добились с помощью краевых властей, теперь свою роль в провозной плате потеряли. Транспортировка до Питера удорожает каждую тонну муки на 3,5 тысячи рублей, до Забайкальска – около 2,5 тыс. руб., то есть составляет 14 – 20% в конечной цене продукции. Другая проблема, которая мешает развитию экспорта, – это квотирование ввоза муки и зерна в Китай и даже в Монголию. Квота предоставляется в Китае только одной госкомпании, а на ввозимые сверх квоты зерно или муку предусмотрена пошлина в 60% от цены. Проблему можно решить только в рамках межправительственных соглашений. Валерий Гачман полагает, что если бы удалось снизить транспортные тарифы и тем самым обеспечить зернопроизводящим сибирским регионам дешевый выход к морю, то можно активизировать работу по экспорту в Индонезию, Филиппины, Таиланд, Вьетнам, где для России нет импортных квот на муку. «Тихоокеанский рынок большой, поэтому мы эту работу и не ослабеваем, получив сертификат соответствия индонезийскому стандарту качества», – делится информацией гендиректор «Граны». Пока отгрузки идут небольшие, периодические, потому что в Джакарту приходится везти муку через ближайший от Барнаула порт в Питере, что очень дорого. Но и ввод в эксплуатацию зернового терминала на Дальнем Востоке не расширит существенно объем экспорта без снижения ж/д тарифа, считает эксперт. #зерно #мука #Белокуриха #конференция Комментариев: 0 Просмотров: 192
|
ИКАР | Рынки | Новости | Аналитика | Услуги | Информационные материалы |
![]() |
© 2002—2025 ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка г. Москва, Рязанский пр-т, д. 24, оф. 604 Тел: +7 (495) 232-9007 www@ikar.ru |
![]() ![]() |
|