11 февраля 2003 года
ЕЩЕ 2-3 ГОДА назад за литр молока хозяйства выручали примерно столько
же, сколько платили за литр горючего. Сегодня, для того чтобы купить
литр соляры, нужно продать уже 2 литра молока. А летом 2002 года разразился
кризис; надои в хозяйствах выросли, а спрос в розничной торговле упал.
Молокозаводам пришлось снизить отпускные цены на готовую продукцию и
как следствие - закупочные на сырье.
Ситуация усугублялась еще и тем, что у переработчиков скопились большие
запасы сухого молока. В результате лишь самые прибыльные молокозаводы
платили постоянным поставщикам 3.8 - 4 рубля за литр. Во многих регионах
закупочная цена не обеспечивала рентабельной работы предприятий-производителей.
Минимальные цены в "период большого молока" были отмечены
в Республике Марий Эл - 2,4 рубля за литр.
Крестьяне заговорили о том, что при цене сырого молока ниже 3 рублей
за литр проще пустить буренок под нож, чем кормить и доить их. Только
реальная опасность истребления стада заставила руководителей ряда субъектов
Федерации установить жесткие минимальные цены на молоко либо выплачивать
его производителям дотации из местного бюджета.
Так где же, в каком звене рыночной цепочки "накручивается"
цена? Куда идет прибыль?
Дойное стадо России сокращалось неуклонно с 1990 года. Тогда на пастбищах
щипали травку 22 миллиона коров, сегодня - лишь 12 миллионов. Окончательные
итоги истекшего 2002 года еще не подведены, но уже ясно, что темпы сокращения
поголовья коров были выше не у частников, a на фермах сельхозпредприятий.
Только за третий квартал они лишились 138 тысяч голов.
При этом еще в 2000 году за счет роста продуктивности скота у нас было
приостановлено падение производства молока. В 2001-м надои на корову
превысили показатель довольно удачного в этом отношении 1991 года, составив
почти 2570 килограммов. Объяснений такому "прорыву" можно
дать несколько. Пытаясь выжить, хозяйства выбраковали на убой малопродуктивных
животных. Сыграло позитивную роль и увеличение производства фуражного
зерна - это позволило лучше кормить животных. В 2002 году средний надой
по стране поднялся еще выше, а в ряде регионов он значительно перекрывает
общероссийский. Уже известно, что, например, в Вологодской области за
год получено 3800 килограммов молока от каждой коровы - на 400 кг больше,
чем в предыдущем году.
И все-таки основными производителями сырого молока в России остаются
личные подсобные хозяйства населения. На их долю приходится больше половины
произведенного продукта ~ 51 процент, Сельхозпредприятия производят
его порядка 47 процентов, фермерские хозяйства - всего 2. Присутствие
на рынке огромного числа малых производителей не должно вызывать никаких
умилительных ассоциаций с "бабушкиным молочком". Исключительно
ручной труд и личных подсобных хозяйствам приводит к повышенной общей
бактериальной обсемененности продукта, да и собранное воедино молоко
от разных коров зачастую просто несовместимо.
Кстати, в развитых странах молоко, произведенное на небольших фермах,
в промышленной переработке не используется вовсе - не соответствует
санитарным нормам. В России - другое дело. Закупки молока у населения
позволяют в ряде случаен восполнить нехватку сырья и одновременно решают
социальную проблему, При этом достоверно определить рентабельность производства
продукции в хозяйствах частников очень сложно. А вот в сельхозпредприятиях
начиная с 1999 года и вплоть до прошлого лета производство молока не
было убыточным.
Уровень рентабельности его реализации в 1999 году составил в среднем
15 %, и 2000-м - 7%, в 2001-м -15 % (без учета субсидий из бюджета).
Такая доходность производства позволяет производителю сводить концы
с концами, однако условий для привлечения инвестиций не создает. Дня
того чтобы начались вложения в производство, необходим уровень рентабельности
не ниже 20 %. А без помощи инвесторов подавляющему большинству хозяйств
решить производственные проблемы не удастся.
Конечно, есть исключения из общего правила. Рентабельность ЗАО "Назаровское"
(Краснодарский кран) превышает 173 процента, сельхозкооператива "Барыбино"
(Московская область) - 134. Такие хозяйства имеют возможность вкладывать
деньги в производство и не разоряются от временного снижения закупочных
цен, тогда как для всех прочих - это катастрофа.
Примерная структура себестоимости пакета стерилизованного молока -
одного из наиболее доходных продуктов на молочном рынке (%
Сырье |
45 |
Упаковка |
35 |
Вспомогательные материалы |
2,5 |
Топливо и энергия |
4 |
Амортизация |
4 |
Зарплата |
4,5 |
Прочие затраты |
~5 |
Сегодня в России насчитывается около 3 тысяч предприятий по переработке
молока. Лишь 80 из них можно отнести к числу крупных: они перерабатывают
более 50 тысяч тонн в сутки. И эти 80 предприятий перерабатывают ровно
половину всего сырого молока. Доходы этих лидеров отрасли позволяют
вкладывать средства в развитие собственных предприятий, сырьевой базы,
а также в рекламу и создание брэндов, без чего немыслимо выстоять в
конкурентной борьбе с импортом. Но и для них нехватка качественного
сырья летом вообще какого бы то ни было сырья зимой (в это время вырабатывать
сыр и масло, по сути дела, не из чего) является основным фактором, сдерживающим
наращивание производства.
Значительная же часть предприятий-переработчиков решает проблемы выживания.
В 2001 году свыше 40 процентов маслобоен, молзаводов, сырзаводов были
убыточными. Прошедший 2002 год был откровенно тяжелым для производителей
сухих молокопродуктов. В первой половине года в России было впервые
отмечено их перепроизводство, что вызвало резкое снижение цен. У производителей
масел и сыров дела шли не лучше. Свет в конце тоннеля появился лишь
после того, как Правительство ввело спецпошлину на импортное масло.
Производители сырого молока нередко жалуются на то, что рыночная цепочка
безбожно обросла посредниками, в карманы которых и уходит львиная доля
выручки. И, правда, небольшая часть продукции поступает в розничную
торговую сеть непосредственно от производителя, основная же масса продуктов,
особенно тех, что имеют длительные сроки хранения, реализуется через
оптовиков. При этом цена молочной продукции нарастает в цепочке товародвижения
на 20 - 30 %, В том числе торговая наценка на предприятиях розничной
торговли составляет в среднем 15%, Если количество посредников увеличивается,
уменьшается прибыль каждого из них, поскольку конечную цену определяет
сложившийся рынок.
Отношение розничной торговли к молочным продуктам двойственное. С одной
стороны, заводы исправно поставляют скоропортящуюся продукцию: ее нельзя
придержать на заводе, даже если торговцы не спешат с оплатой. Магазины
пользуются этим и предпочитают переводить деньги молзаводу раз в месяц,
несколько раз пустив их в оборот. С другой стороны, продукция с небольшим
сроком хранения - извечная головная боль для продавца. Нереализованную
приходится возвращать или уценивать - и то, и другое неприятно.
Сельхозпроизводители настаивают на увеличении закупочных цен на сырое
молоко, однако это повлечет за собой повышение цен на молочные продукты
и, возможно, снижение спроса на них.
На мой взгляд, ситуация на российском молочном рынке может улучшиться
в связи с начавшимся процессом концентрации капитала. Мы уже убедились
н том, что ни производители сырого молока, ни переработчики, ни оптовики
не получают достаточной прибыли для того, чтобы активно развивать бизнес.
Только крупные объединения, включающие помимо переработки единую сырьевую
базу и крупную сеть сбыта продукции, в состоянии собрать всю прибыль
в рыночной цепочке и уверенно развиваться в сложившихся конкурентных
условиях.
И все же вертикально интегрированные предприятия не получили широкого
распространения в отрасли. Причина в том, что трудоемкость и некоторые
специфические особенности производства сырого молока - продукта нежного,
скоропортящегося - отбивают у переработчиков желание интегрироваться
с сельскохозяйственными производителями. И, думаю, без системного воздействия
на молочный рынок со стороны Правительства и региональных властей изменить
ситуацию к лучшему будет достаточно сложно.
Татьяна Рыбалова
ВЕДУЩИЙ АНАЛИТИК ИНСТИТУТА КОНЪЮНКТУРЫ АГРАРНОГО РЫНКА
#молоко
Комментариев: 0
Просмотров: 200
Пока нет комментариев. Станьте первым!
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.