26 марта 2003 года
Увеличивающийся
объем экспортного зерна "забил" порты России, Украины и Прибалтики.
В будущем эти проблемы только усилятся
Министерство путей сообщения запретило до конца марта осуществлять
отгрузку зерна в эстонский порт Таллинн. Введение запрета мотивировано
тяжелой ледовой обстановкой, отсутствием необходимого количества зерновозов
и большим скоплением вагонов с зерном под выгрузку. Данная ситуация
сложилась из-за того, что поток российского зерна на экспорт в последние
годы устойчиво растет, в то время как порты в бассейне Азовского моря
(на которые приходится основной объем перевалки зерна) в этом году оказались
заперты льдом. По мнению экспертов, в ближайшее время обстановка нормализуется,
однако, в связи с ожидаемым дальнейшим ростом экспорта (почти в 2 раза),
вероятность новых проблем с вывозом зерна остается высокой.
Министерство путей сообщения РФ ввело конвенцию на запрет погрузки зерна
в направлении станции Мууга Эстонской железной дороги, обслуживающей
таллиннский зерновой терминал. Ограничения введены с 21 по 31 марта
2003 года включительно. Как сообщают в МПС, в Эстонии ждут разгрузки
около 20-25 составов с зерном. Проблемы возникли из-за задержек в подаче
зерновозов к причалам. Еще в феврале фактически с аналогичными проблемами
столкнулись грузоотправители в Риге. Одновременно, трудности с вывозом
зерна сложились и на украинском направлении - в Украине власти даже
ввели запрет на транзит зерновых грузов до того момента, когда порты
переработают те объемы, которые уже поступили, и составы вынуждены дожидаться
на российско-украинской границе. Запрет на прием вагонов с зерном в
адрес шести портов республики был введен с первого марта.
Среди основных причин застопоривших экспорт российского зерна эксперты
называют - "замерзшие" порты в Азовском море, общий рост производства
зерна в России, благоприятная мировая конъюнктура, приемлемые железнодорожные
тарифы. Как рассказал RBC daily эксперт Института конъюнктуры аграрного
рынка (ИКАР) Игорь Павенский, "обычно наши основные экспортные
порты в Азовском бассейне работают круглогодично, но этой зимой они
были закрыты из-засложной ледовой обстановки, и работал только Таганрог".
Впрочем, "в ближайшее время ситуация с экспортом в российских портах
улучшится - думаю, с конца марта навигация в донском бассейне восстановится".
Однако заторы в портах в этом году -- лишь один из аспектов проблемы.
Дело в том, что производство зерна в России устойчиво растет последние
пять лет и в 2002 году по оценка специалистов валовый сбор составил
почти 87 млн тонн (более высокие показатели наблюдались только в начале
90-х годов). В тоже время, его потребление на внутреннем рынке увеличивается
достаточно слабо. "На внутреннем рынке растет потребление фуражного
зерна, но на продовольственное зерно спрос падает - в основном, из-за
снижения численности населения и роста благосостояния, которое влияет
на сокращение потребления хлебо-булочных изделий", -- говорит Игорь
Павенский.
Общая емкость внутреннего рынка составляет порядка 75 млн тонн, из которых
40-42 млн приходится на фуражное зерно, а оставшееся - на продовольственное.
И именно на продовольственное сейчас приходится наибольший объем экспорта.
Так, из вывезенных в январе 1,5 млн тонн пшеницы, 1,2 млн приходилось
на продовольственную пшеницу. Общий объем экспорта зерна в сезон 2001/2002
годов составило 13 млн тонн, что позволило выйти России в лидеры на
мировом рынке, заняв третье место. "Мы пользуемся благоприятной
ситуацией на мировом рынке - наше зерно сейчас самое дешевое, кроме
того, мы сейчас выступаем одним из крупнейших продавцов, например, украинцы
уже продали большую часть своих запасов", -- отмечает Игорь Павенский.
По его словам, "в декабре сократился экспорт фуража из-за ввода
квот в Европе, но зато растет спрос в Африке, на Ближнем Востоке, поэтому
по итогам февраля стоит ожидать, что будет наблюдаться рост экспорта
фуражного зерна. В дальнейшем ситуация будет зависеть от развития ситуации
в Ираке, которая уже вызвала повышение страховых премий для транспортировки
зерна морским путем в страны данного региона".
Тем временем, конъюнктура "подгоняет" российских зернопроизводителей.
Дело в том, что, согласно прогнозу Мирового совета по зерну, в будущем
году ожидается увеличение производства зерна на 30 млн тонн, до 595
млн тонн. В результате, по словам экспертов ИКАРа, "в будущем сезоне
конкуренция на рынке может обостриться из-за роста производства зерна
(в прошлом сезоне был провал, поэтому рост будет), хотя у основных экспортеров
Европы и США сохраняется неопределенность в отношении своих объемов
производства". Кроме того, уже в ближайшее время на рынке появится
аргентинский урожай, и российскому зерну придется потесниться.
Еще одним фактором, который оказал сильное влияние на рост российского
зернового экспорта, стало выравнивание внутренних и международных железнодорожных
тарифов на данную сельхозпродукцию со второй половины 2001 года. Более
того, в сентябре 2002 года было принято решение о снижении тарифов на
железнодорожные перевозки зерна на 20%, действие которого было продлено
на 2003 год. А как заявил сегодня глава Зернового союза России Аркадий
Злочевский, "Федеральная энергетическая комиссия в конце марта
рассмотрит вопрос о снижении на 50% железнодорожных тарифов на дальние
перевозки зерна (свыше 3 тысяч километров)". По его словам, в случае
одобрения решение может вступить в силу уже в апреле.
Между тем, дальнейшее стимулирование экспорта зерна может и не принести
ожидаемых результатов, так как нагрузка на порты существенно возрастет,
и они могут просто-напросто не справиться. В частности, по прогнозам
ИКАР, в сезон 2002/2003 годов экспорт зерна из России может достичь
15 млн тонн. В результате, по словам Игоря Павенского, "возникновение
трудностей на данных направлениях вывоза российского зерна возможно
и в дальнейшем из-за сохраняющейся недостаточности перевалочных мощностей".
Недаром на февральском совещании российских экспортеров зерна - компаний
"Астон" и "Юг Руси" был сделан вывод, что поток
зерна "через порты Ростовской области (где проходит свыше половины
российского экспорта зерна) может полностью остановиться из-за того,
что существующие пункты пограничного и таможенного оформления не справляются
с многократно возросшим потоком грузов".
#зерно
Комментариев: 0
Просмотров: 29
Пока нет комментариев. Станьте первым!
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.