|
|
|
ИКАР в СМИПри мне все будет как при дедушке. $100 млн хлебных дотаций - первый вклад в предвыборную копилку Владимира Путина16 февраля 2004 года В среду Минсельхоз начнет проводить зерновые интервенции, в ходе которых государство потеряет $100 млн. Эти средства поделят между местными предпринимателями губернаторы и чиновники Минсельхоза. Такова цена предвыборной кампании действующего президента: две недели назад Владимир Путин поручил вице-премьеру Алексею Гордееву удержать цены на хлеб. С помощью интервенций удержать их вряд ли получится. Однако и отменить их после поручения президента никто не решится. 3 млрд руб. бюджетных средств вскоре найдут нового владельца. Заседание правительства, состоявшееся в минувший четверг, было посвящено зерновому вопросу. Однако вопрос проведения товарных интервенций, вообще судьба урожая-2003 и текущих цен на зерно на нем даже не обсуждался. Кабинет министров сосредоточился на "работе над ошибками": разработке мер, реализация которых позволила бы избежать неконтролируемых колебаний цен на зерно, характерных для внутреннего рынка России начала XXI в. Текущей весной власти будут заняты "удержанием цен на хлеб". По словам вице-премьера Алексея Гордеева, перед исполнительными органами власти всех уровней стоит цель не допустить, чтобы рост цен на хлеб опережал темпы инфляции. Для решения этой задачи, поставленной лично президентом, Минсельхоз продаст доверенным структурам 1,6 млн т зерна по ценам на $60 ниже рыночных. Так власти потратят на выборы президента первые $100 млн. Как дорожало зерно Прошлогодний урожай зерна был ниже уровня рекордного 2002 г. более чем на 19 млн т и составил 67,3 млн т. В то же время, ежегодные потребности страны оцениваются на уровне 74 млн т зерна. С учетом переходящих запасов (10 млн т) резерв, казалось бы, имелся, однако Россия на свою беду стала экспортером зерна. Протоптав дорожку на внешние рынки, российские трейдеры обнаружили много интересных вещей. Например, нынешней осенью внутренняя цена на пшеницу 3-го класса составляла $150 за тонну. В то же время в Алжире этот товар стоил порядка $220 за тонну. Даже с учетом постоянного удорожания фрахта прибыль в $20 с тонны обеспечена (плюс к тому экспортер вполне может рассчитывать на возврат 10% НДС). Еще проще в 2003 г. было вывозить зерно на Украину, где случился неурожай и Рада отменила импортную пошлину (она составляла на зерно 40-80%). Неудивительно, что, по данным ГТК, за октябрь-ноябрь 2003 г. было вывезено 5 млн т зерна. Такими темпами уже через пару месяцев Россия реально могла столкнуться с катастрофическим дефицитом зерна на внутреннем рынке, а вслед за ним - и с дефицитом хлеба. Минсельхоз попытался решить эту проблему, введя с 15 января 2004 г. временные экспортные пошлины в размере 25 евро с тонны ржи и пшеницы (срок их действия истекает 1 мая). Действительно, при таких пошлинах поставки зерна за рубеж становятся практически нерентабельными. Однако не меньшую роль, чем пошлины, сыграла и невидимая рука рынка: к Новому году зерно подорожало почти в полтора раза. Скажем, цена на пшеницу 3-го класса поднялась до $220. После этого поток зерна на экспорт начал иссякать. За декабрь из России было вывезено всего 1,4 млн т, а в январе экспорт и вовсе практически прекратился. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка, в начале 2004 г. еженедельно на экспорт отправлялось около 6000 т пшеницы. Причем здесь хлеб О дефиците зерна теперь можно было не думать - вопрос сам собой снялся с повестки дня. Однако правительство тут же столкнулось с другой неприятной проблемой. Вслед за ростом цен на пшеницу начала дорожать и мука, а вслед за ней и хлеб. "Рост цен на хлеб значительно отставал от роста цен на всю потребительскую корзину, от роста доходов населения и уже никак не вязался с динамикой цен на промышленную продукцию, - говорит президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. - Но все кому не лень обвиняют зерновиков в подорожании хлеба. Однако им просто деваться некуда. Тот эффект удорожания буханки хлеба за счет повышения энерготарифов гасился за счет снижения зерновых цен. Сейчас цены на зерно вернулись на прежний уровень". Социально значимый товар начал дорожать. Если в декабре прошлого года, по данным Госкомстата, цены на хлеб подскочили на 1,5%, то в январе 2004 г. - в среднем на 4,5%. И сейчас за буханку хлеба придется выложить в среднем 10 руб. - хотя в зависимости от региона эта цена может значительно колебаться. Что делать и кто виноват? Проблему "неправильных" - слишком высоких или, напротив, очень низких - цен на зерно и продукты его переработки в странах с рыночной экономикой традиционно решают, проводя зерновые интервенции. Например, в странах ЕС интервенции проводятся с 1962 г. А в Америке прижился механизм: государство в период сезона скупает у сельхозпроизводителей любой продовольственный товар (в том числе и зерно) по минимально гарантированным ценам. На практике это приводит к тому, что как только цены на рынке доходят до минимального уровня, производители сбрасывают товар не перекупщикам, а в руки государства. И пусть эти цены недостаточно велики, по сути, они служат некой страховкой для сельхозпроизводителей. В России, сетует Аркадий Злочевский, столь эффективный способ регулирования цен на продовольственном рынке пока нереален. У государства недостаточно денег, чтобы даже по минимальным ценам скупать весь урожай, а потом еще заниматься его хранением и реализацией. Видимо, и по этой причине тоже Минсельхоз в отличие от своих зарубежных коллег поддерживает сельхозпроизводителей как-то очень селективно. Закупку зерна у сельхозпроизводителей правительство осуществляло дважды. В 2001 г. был реализован пилотный проект: государство закупило всего 200 000 т пшеницы. В следующем году эта цифра выросла в восемь раз. В ход пошли суммы порядка $100 млн, и часть участников рынка заработала вполне ощутимые деньги. Претензии к Минсельхозу тех, кому заработать не удалось, сводятся по большому счету к двум пунктам. Во-первых, интервенции были предприняты в ноябре 2002 г., в то время как многие крестьянские хозяйства продают зерно месяцем ранее - придержать его они не могут, потому что им надо расплачиваться с кредиторами. Так что господдержку помимо богатых хозяйств получили и крупные перекупщики. Во-вторых, из 2000 предприятий, желавших поделиться с государством своей пшеницей, к торгам, проходившим на нескольких биржевых площадках и в системе реального времени, допустили всего 282. При всех внешних отличиях в этот раз интервенции пройдут по тому же сценарию: господдержку получат только те, за кого Минсельхоз "попросят" - например, губернаторы. Кому на Руси жить хорошо На этот раз государство изменит свое амплуа - оно выступит в роли не покупателя, а продавца. И, надо сказать, Минсельхоз неплохо заработает (впрочем, вся выручка должна быть зачислена в бюджет). Ведь если в 2002 г. государство скупало тонну пшеницы за 2200 руб., то в этом году будет продавать его вдвое дороже - по 4400 руб. за тонну. Эта цена ниже рыночной примерно на 25%. Такую ценовую тактику министр сельского хозяйства Алексей Гордеев объяснил так: "Это позволит снизить рыночные цены на зерно как минимум на 10%". Даже при продаже зерна по спецценам прибыль министерства составит, таким образом, порядка $125 млн. Минсельхоз мог бы заработать и больше ($225 млн прибыли), если бы продал зерно по рыночной стоимости - 6200 руб. за тонну. Недополученные Минсельхозом деньги ($100 млн) получат, соответственно, участники торгов. Допущены к ним, как и 1,5 года назад, будут далеко не все - только мукомольные предприятия, да и то выборочно. О критериях отбора, которые должен был определить Минсельхоз и согласовать их с Минэкономразвития, до момента выхода документа чиновники предпочитали не распространяться. "Никто ничего говорить не будет, - прямо заявили "Фокусу" в Федеральном агентстве по регулированию продовольственного рынка. "Хлебный вопрос - это большая политика, чего вы туда суетесь", - отвечали чиновники Минсельхозпрода. Лишь заместитель руководителя департамента регулирования продовольственных рынков и качества продукции Минсельхоза Андрей Зайцев уточнил, что к "биржевым торгам будут допущены все без исключения регионы". А вот вопрос критерия отбора мукомольных предприятий Зайцев деликатно обошел стороной, порекомендовав вчитаться в последнюю строку постановления правительства от 30 января 2004 г. о проведении интервенций. В ней Минсельхозу предписано "учитывать предложения органов исполнительной власти субъектов РФ по участию в торгах организаций мукомольно-крупяной промышленности, расположенных на их территории". Нетрудно догадаться - в списке допущенных к покупке дешевого государственного зерна в первую очередь появятся мукомольные предприятия, приближенные к местным администрациям. Повышенные административные обязательства Делегировать своего представителя на торги смогут только те администрации, которые, в свою очередь, возьмут на себя обязательства перед федеральным центром. Целевые субвенции - а в нынешнем виде интервенция скорее похожа на одну из форм помощи центра регионам - за просто так губернаторы уже не получают. Во-первых, все мелькомбинаты должны иметь соглашения с администрациями регионов, "в которых предусмотрены их обязательства поставить муку, полученную из зерна интервенционного фонда, на хлебопекарные предприятия этого региона". Гордеев честно признался, что не может гарантировать, что "та часть зерна и продукты его переработки, которые поступят из интервенционного фонда, на экспорт не попадет" (напомним, что при цене в 4400 руб. - или $150 - за тонну экспорт пшеницы рентабелен даже в Алжир). Во-вторых, губернаторы, поручившиеся за мукомолов, должны будут принять на себя повышенные социальные обязательства. Алексей Гордеев еще на встрече с президентом предупредил, что Минсельхоз будет "вырабатывать меры и рекомендации субъектам Федерации, чтобы устранить недостатки", т. е. не допускать повышения цен на хлеб. Свои пожелания к губернаторам вице-премьер выразил предельно ясно. Г-н Гордеев сослался на опыт Орловской и Калужской областей. Там, по его словам, "на один вид черного и на один вид белого хлеба на год зафиксированы цены в размере 5-6 руб.". На остальной хлеб, по его словам, цены местной администрацией не регулируются. "Дадут административную команду, чтобы в регионах цены ни на копейку не повышали, - уверен Георгий Гайдин, начальник управления растениеводства группы компаний "Агрохолдинг" (Курская область). - А после 14 марта никому дела не будет до хлеба". В итоге рост цен на хлеб будет остановлен за счет комбинации административного ресурса и селективной раздачи дотаций. Строго говоря, это не имеет ничего общего с рыночными методами регулирования цен на продукцию сельского хозяйства. Но, как отметил еще два века назад Жан-Жак Руссо, "очень трудно благородно мыслить, когда приходится думать о хлебе насущном". Проблема-2006 Другое дело, что вице-премьер Алексей Гордеев выбрал едва ли не самый неудачный момент для борьбы с высокими ценам на зерно. В результате проведения интервенций цены должны упасть к марту. Между тем сопоставление мартовских цен на зерно за последние несколько лет с числом комбайнов, проданных в соответствующем году, показывает очевидную корреляцию - чем ниже цены, тем меньше продажи комбайнов. Подавляющее большинство крестьянских хозяйств продают урожай зернотрейдерам еще осенью, а весной уже "сидят без денег". А перекупщики, понятное дело, комбайнов вообще не покупают. Тем не менее мартовские цены на зерно служат ориентиром, скажем, при получении кредита для закупки новой техники. А весной закупают именно комбайны - осенью для сельхозпроизводителей гораздо важнее трактора. Именно по этой причине основные продажи комбайнов происходят как раз в весенне-летний период, а пик продаж приходится на июнь-июль. С декабря по апрель продаж крайне мало, и производителям нередко приходится даже специально снижать цены, чтобы сделать загрузку производства более равномерной на протяжении года. В целом невысокий платежеспособный спрос на комбайны вкупе с постепенным выбытием существующего парка все больше обостряют проблему нехватки техники. На сегодня около четверти выращенного урожая (см. диаграмму) теряется из-за недостатка комбайнов и их технического несовершенства - из старых комбайнов "сыплется" много зерна. И со временем ситуация будет только ухудшаться. По статистике, средний срок жизни комбайна в России составляет 13 лет. Если принять в качестве допущения, что более старая техника не эксплуатируется, то начиная уже с этого года можно ожидать массового выбытия комбайнов. Оно и понятно - массовые государственные закупки комбайнов резко пошли на убыль как раз 13 лет назад - в 1991 г. В 2004 г. число комбайнов сократится со 166 000 до 141 000. В 2005 г. - со 141 000 примерно до 100 000, в 2006 г. - до 70 000. Небезынтересно, что в 2000 г., когда только начинался первый президентский срок Владимира Путина, число комбайнов на ходу было почти в три раза больше - 206 000 штук. Специалисты рисуют два варианта развития зернопроизводства в России при сокращении парка комбайнов в 2006 г. до 70 000 машин. Разумеется, рассчитаны оба прогноза крайне грубо, поскольку никто не способен спрогнозировать погодные условия. Тем не менее при сохранении площади посевных (47,5 млн га) и нормальной урожайности (около 80 млн т) получится, что порядка 30% урожая из-за нехватки техники будет осыпаться, т. е. собрать удастся примерно 55 млн т зерна. Другой вариант - при сокращении посевов зерновых до 30 млн га валовой сбор сократится до тех же самых 55 млн т. Понятно, что ни один из вариантов не способен удовлетворить внутренние потребности России в зерне. Самое простое и самое невероятное решение этой проблемы - поступление в крестьянские хозяйства в 2004-2006 гг. не менее 35 000-40 000 новых комбайнов. Такое количество российским комбайностроителям при сохранившихся мощностях и произвести непросто. Впрочем, пока они уверены в том, что такого заказа и не последует - у крестьянских хозяйств нет денег на закупку техники в таких масштабах. Как показывает практика, для того чтобы они появились, необходимо, чтобы в течение как минимум трех лет весенние цены на зерно составляли не менее 6000 руб. за тонну - с чем в среду, 18 февраля, и начнет бороться Минсельхоз. Перспективные планы Минсельхоза Впрочем, борьба эта, к радости крестьян, безнадежна. По мнению ведущего эксперта Института конъюнктуры аграрного рынка Игоря Павенского, от проведения интервенций не стоит ожидать весомых изменений на зерновом рынке. Во-первых, зерно будет реализовано на аукционе, и, очевидно, цены на пшеницу поднимутся выше объявленных правительством 4400 руб. за тонну. Во-вторых, считает Павенский, цена на пшеницу повысится за счет его транспортировки. Ведь из 1,3 млн т продовольственной пшеницы, закупленной ранее правительством, 710 000 т находится в Западной Сибири и на Урале. И зерновым трейдерам придется раскошелиться, чтобы довезти товар до места назначения. С ним согласен и исполнительный директор компании "СовЭкон" Андрей Сизов, который уверен в том, что Минсельхозу удастся лишь притормозить цены на какой-то срок. Скажем, на месяц - т. е. на время, оставшееся до 14 марта, дня проведения выборов президента России. Цена этой отсрочки - $100 млн. Сдерживать цены в течение принципиально более длительного периода Минсельхозпрод попросту не сможет. Мировой рынок зерна характеризует ярко выраженный восходящий тренд. Достаточно уже того, что растет спрос со стороны Китая. И очевидно, что вслед за мировыми ценами будут подниматься и внутрироссийские - если, конечно, государство не запретит экспорт зерна (такие предложения в правительство, кстати говоря, поступают). Рост внутренних цен, между прочим, жизненно необходим России. Зернопроизводители не могут бесконечно долго не покупать новую технику - строго говоря, этот срок ограничен 13 годами. Багаж, накопленный в советские времена, растает к середине второго срока Владимира Путина. Для того чтобы сельхозпроизводители начали закупать технику, необходимо, чтобы они стабильно зарабатывали серьезные деньги. Теоретически этого можно добиться множеством способов, но на практике это возможно только при высоких ценах на зерно. В правительстве, кстати, понимают необходимость поддержки цен на пшеницу и рожь на приемлемом для сельхозпроизводителей уровне. В минувший четверг премьер-министр Михаил Касьянов поручил Минсельхозу разработать правила проведения зерновых интервенций-2004: государство будет вновь покупать зерно для того, чтобы цены на него не падали. Кроме того, этому же ведомству совместно с Минэкономразвития поручено разработать концепцию создания системы страхования будущего урожая. Эта система может стать как реальной поддержкой крестьян - в случае неурожая убытки сельхозпроизводителей должны покрывать страховые компании, так и инструментом перераспределения финансовых потоков в пользу близких министерствам страховщиков - в случае если тарифы окажутся неподъемными, а убытки непокрытыми. Что получится у Минсельзхоза и МЭРТа, можно будет узнать совсем скоро: представить свое видение системы страхования министерства должны к 1 марта. Цена вопроса, кстати, в три раза больше, чем в случае с интервенциями, - по предварительным оценкам, емкость рынка сельхозстрахования составит 10 млрд руб. в год.
Комментариев: 0 Просмотров: 37
|
ИКАР | Рынки | Новости | Аналитика | Услуги | Информационные материалы |
![]() |
© 2002—2025 ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка г. Москва, Рязанский пр-т, д. 24, оф. 604 Тел: +7 (495) 232-9007 www@ikar.ru |
![]() ![]() |
|