11 ноября 2002 года
В среду, 13 ноября наконец-то могут начаться государственные интервенции
на зерновом рынке. Как известно, основная задача государственных интервенций
на товарных сельскохозяйственных рынках - стабилизация и поддержка цен
и доходов сельскохозтоваропроизводителей. Оправдают ли интервенции надежды
участников зернового рынка?
Главным недостатком как прошлых, так и нынешних интервенций является
запаздывание государства с их началом. О высоких переходящих запасах
зерна и прогнозируемом высоком урожае было известно загодя. Тем не менее
в государственном бюджете не был предусмотрен адекватный объем средств
на поддержку рынка. Предложения Минсельхоза увязали в многочисленных
межведомственных согласованиях. Дело сдвинулось с места только в середине
сентября, когда стало очевидно, насколько глубоко провалился рынок.
Задержка начала интервенций как минимум на 2 месяца привела к снижению
доходов производителей зерна и сказалась на ходе сева озимых под урожай
2003 года.
В свою очередь, главной причиной задержки стало долгое согласование
новой концепции и, соответственно, механизма осуществления интервенций.
По сравнению с предыдущим годом значительно снижены входные барьеры
для участия в торгах, что номинально должно привести к увеличению количества
продавцов. Так, размер лота составляет всего 100 тонн, задаток за участие
в торгах снижен до 29 рублей за тонну. Цель благородна - дать возможность
участия в торгах мелким товаропроизводителям. Однако отсутствие ограничения
по покупке минимального количества лотов теоретически может привести
к валу заключения мелких договоров поставки, что, соответственно, вызовет
рост транзакционных издержек со стороны государства (ГУП ФАПа).
В прошлом году торги проходили на условиях франко-элеватор на поставку
на конкретный элеватор. В нынешние интервенции биржевые торги намерено
проводить на условиях, так сказать, "абстрактного" франко-элеватора
на 6-ти региональных базисах поставки, каждый из которых включает несколько
субъектов РФ. На фоне перегруженности элеваторов урожаем текущего года
"размытость" базиса поставки может привести к ряду коллизий
и повышает риски участия в программе. Ведь транспортное плечо в рамках
одного базиса может достигать тысячи километров, а стоимость транспортировки
зерна - 200 и более рублей за тонну.
Серьезным барьером для участия в программе является требование об обособленном
хранении запасов интервенционного фонда. Его выполнение приведет к замораживанию
значительной части мощностей элеваторов и повышению издержек.
В настоящее время Северный Кавказ, Центральное Черноземье и Поволжье
нацелены на экспортный рынок. Цены в этих регионах на франко-элеваторе
на пшеницу третьего класса составляют около 2200 рублей. Естественно,
что в интервенционный фонд здесь может закладываться только зерно, которое
уже лежит на элеваторе, отобранном государством.
Другая ситуация складывается в Западной Сибири. При средней цене на
пшеницу 3-го класса 1700 рублей здесь реалистично ожидать активного
участия продавцов в интервенционных закупках.
#зерно
Комментариев: 0
Просмотров: 84
Пока нет комментариев. Станьте первым!
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.