|
|
|
Статьи экспертовОбращение участников X Зернового Раунда11 мая 2009 года Обсудив ситуацию, сложившуюся на зерновом рынке страны, участники X Зернового Раунда отмечают, что в последние годы в аграрном секторе сформировались позитивные тенденции – устойчиво растет валовая продукция сельского хозяйства, в 2008 году получены рекордные валовой сбор и урожайность зерновых, увеличивается экспорт зерна, который стал одним из важных факторов стимулирования производства зерна, повышения доходов сельхозпроизводителей и обеспечивает усиление позиций России в мировом агропродовольственном секторе. Россия входит в новый зерновой год с рекордно высокими переходящими запасами зерна (они могли бы быть существенно выше, но из-за ненадлежащих условий хранения потери зерна составили, по экспертным оценкам, от 3 до 3,5 млн. тонн) и благоприятным прогнозом по валовому сбору зерновых культур в 2009 году. Также прогнозируется рекордно высокий урожай зерна в основных страх импортерах российской пшеницы, что ведет к усилению конкуренции и снижению мировых цен. При этом неизбежно усугубление ряда проблем функционирования российского рынка зерна – доступность кредитных ресурсов для всех субъектов АПК, неразвитость инфраструктуры хранения, монопольно высокие издержки при перевозках и перевалки зерна в портах, жесткие ограничения возможности сбыта зерна и продуктов его переработки на внутреннем и внешнем рынках. Одновременно поступает информация о подготовке к проведению уже в августе-сентябре закупочных интервенций в Южном федеральном округе в объеме 2 млн. тонн. Такое решение, возможно, позволит решить тактические задачи ряда региональных администраций, но не учитывается, что элеваторы Юга России обеспечивают жизненно важную функцию по приемке и незамедлительной перевалке зерна как на внутренний, так и, прежде всего, мировой рынок. Вместе с тем уже сегодня на значительной части элеваторных мощностей будет затруднена приемка, подработка и перевалка зерна нового урожая, что повышает риски массовых потерь зерна из-за хранения в неприспособленных помещениях в хозяйствах. Южный федеральный округ имеет важнейшее конкурентное преимущество – близость к экспортным портам и странам импортерам зерна и оно должно быть использовано в полной мере, если Россия не собирается отдать свои стратегические рынки сбыта пшеницы конкурентам. Политику интервенционных закупок в следующем сезоне необходимо планировать с учетом возможностей экспорта зерна. Экспорт является важной составляющей, обеспечивающий устойчивый баланс зерна. Мировой опыт показывает, что экспортные субсидии – один из самых эффективных способов снятия излишков с внутреннего рынка. Субсидирование экспорта приводит к увеличению внутренних цен на величину субсидии, прибыль экспортеров от экспортных операций при этом не увеличивается. Простого выхода из создавшейся ситуации нет – необходима система мер, ориентированная на достижение стратегических целей – создание устойчивых стимулов к расширенному производству и повышению конкурентоспособности российского зерна, а также стабильное закрепление России в группе ведущих мировых экспортеров пшеницы, что в частности должно предусматривать: - начало проведения закупочных интервенций не ранее второй половины сентября, когда будет достаточно прозрачная картина с объемом производства и качественными характеристиками зерна нового урожая. При этом в Южном федеральном округе целесообразно ограничиться закупками исключительно пшеницы 3 класса, которая наиболее востребована на внутреннем рынке для производства муки; - проведение в рамках закупочных интервенций залоговых операций с зерном в объеме не менее 1 млн. тонн, что позволит расширить доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам, снизить затраты бюджетных средств на меры по регулированию рынка зерна; - применение механизма экспортного субсидирования как меры поддержания стабильности зернового баланса (в качестве источника финансирования могут быть использованы средства, предусмотренные для компенсации затрат на хранения зерна интервенционного фонда); - меры по снижению инфраструктурных издержек как в части затрат на оформление государственными организациями (учреждениями) документов о качестве и безопасности зерна, так и логистических затрат на железнодорожные перевозки и перевалку зерна; - разработку ведомственной целевой программы «Развитие инфраструктуры рынка зерна и продуктов его переработки», предусматривающей развитие железнодорожных и речных перевозок, портов во внутренних водоемах и для отгрузки зерна на экспорт; - расширение масштабов кредитования с субсидированием части процентной ставки за счет средств федерального бюджета предприятий осуществляющих закупку зерна для его хранения и переработки, что расширит платежеспособный спрос и повысит доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей. Одновременно считаем необходимым отметить, что при разработке проекта федерального бюджета на 2010 год недопустимо сокращение объемов бюджетной поддержки сельского хозяйства и необходимо увеличить объемы средств, направляемых на субсидирование процентных ставок за счет средств федерального бюджета по привлекаемым, организациями и предприятиями АПК кредитам. Участники X Зернового Раунда обращаются к федеральным и региональным органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, зернопроизводителям, отраслевым объединениям товаропроизводителей АПК, бизнес-сообществу c призывом консолидировать усилия в решении указанных задач и выражают уверенность в том, что реализация настоящих рекомендаций будет способствовать устойчивому развитию рынка зерна и агропродовольственного сектора страны, окажет положительное влияние на ход социально-экономического развития и укрепления позиций России на мировом продовольственном рынке. См. также:
Комментариев: 0 Просмотров: 171
|
ИКАР | Рынки | Новости | Аналитика | Услуги | Информационные материалы |
![]() |
© 2002—2025 ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка г. Москва, Рязанский пр-т, д. 24, оф. 604 Тел: +7 (495) 232-9007 www@ikar.ru |
![]() ![]() |
|