28 марта 2005 года
Тема натуральных и экологических продуктов приобретает все более широкий
резонанс в России: растет количество представителей бизнеса и государственных
структур, проявляющих к ней интерес. Каковы перспективы экологического
бизнеса в России? Нуждается ли экопроизводство в поддержке государства?
И действительно ли в России зарождается рынок экопродуктов или это очередная
маркетинговая стратегия производителей? Эти вопросы сегодня не только
витают в воздухе, но и являются предметом серьезного обсуждения для
людей, так или иначе связанных с пищевой индустрией.
Недавно в Москве состоялась научно-практическая конференция "Перспективы
развития российского рынка экологических продуктов питания в условиях
экспансии современных технологий", организованная агентством CVS
Consulting. В работе конференции приняли участие представители научных,
общественных и торговых организаций, предприятий-производителей, представители
правительства и эксперты экологического рынка. На конференции поднимались
вопросы, являющиеся сегодня наиболее насущными и требующими скорейшего
разрешения: создание нормативно-правовой базы в отношении экопродукции,
создание и введение в обиход точной терминологии и стратегия развития
рынка экопродуктов в России.
По мнению участников конференции, развитие рынка экологической продукции
в России сдерживается рядом причин. В первую очередь, это отсутствие
в РФ законодательного определения экологической продукции ("organic"),
что в значительной мере способствует несанкционированному использованию
российскими производителями подобной маркировки. Как отметил в своем
выступлении Михаил Мищенко, управляющий партнер агентства CVS Consulting,
"использование экологической маркировки, зачастую явно не соответствующей
качественным показателям продукции, грозит серьезно подорвать лояльность
потребителей к экологическим продуктам питания".
По данным агентства CVS Consulting, на вопрос: "Доверяете ли вы
информации на упаковке "натуральный", "экологически чистый"
или "био"?" - лишь 44% опрошенных покупателей московских
розничных сетей ответили утвердительно, в то же время 40% дали отрицательный
ответ. Вместе с тем, согласно результатам того же опроса, 70% потребителей
готовы больше платить за экологические продукты, что, конечно, делает
использование подобной маркировки очень привлекательным для производителей.
Не менее важным фактором, сдерживающим развитие экобизнеса в России,
является отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей развитие
этого рынка. Сергей Пугачев, заместитель руководителя Федерального агентства
по техническому регулированию и метрологии РФ, сообщил: "В Российской
Федерации сегодня есть все предпосылки для производства экологических
продуктов: богатые сельскохозяйственные традиции; большие площади земель
сельскохозяйственного назначения; незначительное, по сравнению со странами
Европы, применение средств химической защиты растений, - но нет: законодательной
базы, обеспечивающей развитие экологического земледелия и производства
экологических продуктов; нормативной базы, позволяющей в полном объеме
проводить контроль за правильностью их маркирования; системы государственной
поддержки развития рынка экологических продуктов в России и системы
сертификации экологических продуктов". Также г-н Пугачев выразил
мнение, что "по опыту стран, давно использующих экологическую маркировку
продукции, должна быть определена (например, решением правительства
РФ) независимая организация, ответственная за методологию и ведение
работ по экологической маркировке".
При этом не стоит забывать, что подобная работа в России уже началась:
государственным реестром Госстандарта России зарегистрирована разработанная
АОЗТ "Система добровольной сертификации экологического агропроизводства
"ЭкоНива" и Госкомитетом по охране окружающей среды - "Система
обязательной сертификации по экологическим требованиям", также
сейчас находится в стадии публичного обсуждения технический регламент
"Об экологическом сельском хозяйстве, экологическом природопользовании
и соответствующей маркировке экологической продукции", разрабатываемый
НП "Агрософия". Правда, подобные нормативные документы, к
сожалению, не решат проблемы отсутствия именно нормативно-правовых актов.
Участники конференции были единодушны в утверждении, что производство
продукции organic является одним из перспективных направлений развития
сельского хозяйства и потребительского рынка России. Это связано с тем,
что потребительский спрос на такую продукцию растет, и многие компании-производители
продуктов питания готовы инвестировать средства в производство экопродукции.
По данным CVS Consulting, 76% опрошенных компаний-производителей готовы
инвестировать средства в развитие экопроизводства, при этом 48% компаний
уже сегодня маркируют свою продукцию как "натуральную" и "экологически
чистую".
Однако не все разделяют этот оптимизм. Несмотря на то что 88% опрошенных
компаний считают, что в России существует рынок экопродуктов - 60% опрошенных
розничных торговых сетей, полагают, что такого рынка вовсе нет. С последними
солидарен и г-н Мищенко: "Мы склонны согласиться с торговыми сетями
и заявить, что экорынок в России еще не сформировался, а соответствующая
маркировка упаковки не что иное, как маркетинговая уловка".
- Для того чтобы в России существовал рынок экологических продуктов,
помимо наличия спроса необходимо и наличие предложения, которого пока
нет, потому что не решен ряд ключевых вопросов, а главным образом -
не принята нормативно-правовая база, определяющая понятие экологических
продуктов питания и особенности их производства, - считает он.
Татьяна Рыбалова, ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка,
убеждена, что "вопросы производства органических продуктов питания
еще долго не войдут в число первоочередных".
- В России, вне всякого сомнения, в ближайшие годы начнет формироваться
ниша экопродуктов, однако товарное предложение в ближайшей перспективе
будет значительно меньше, чем в западных странах, - добавляет она.
В то же время, г-н Пугачев в своем выступлении выразил мнение, что "экологическое
сельское хозяйство, производство экопродуктов, создание и распространение
национальных торговых марок экологических сертифицированных продуктов
и их продвижение на западные рынки является одной из важнейших составных
частей развития сельского хозяйства РФ в XXI веке".
В заключение участники конференции отметили необходимость таких мер,
как: нормативно-правовая база, регламентирующая свойства продуктов питания,
в том числе определение понятия "органический продукт" и его
законодательного закрепления; создание законодательной базы, регламентирующей
развитие рынка продукции organic в интересах потребителя, с привлечением
всех заинтересованных сторон, на основе международного и российского
опыта, шагов, уже сделанных в России в данном направлении; создание
технического комитета для выработки стратегии развития рынка продукции
organic, разработки нормативно-правовой базы, регламентирующей отношения
в сфере производства продукции organic и контроля над ее обращением;
разработка национальных стандартов по экологическому сельскому хозяйству
и производству экопродукции на основе рекомендаций IFOAM и Кодекса Алиментариуса;
разработка нормативно-правовой базы, позволяющей в полном объеме проводить
контроль над правильностью маркировки продукции organic, и национальной
программы поддержки развития экологического сельского хозяйства и природопользования,
а также рынка продукции organic в РФ, учитывая опыт других государств
в данном направлении.
Хотелось бы отметить, что можно по-разному смотреть на перспективы развития
этого рынка: будет ли успешным и прибыльным экопроизводство в России
или же этому направлению суждено потонуть в пучине "законодательных
страстей", встретит ли этот бизнес поддержку на государственном
уровне или же, потеряв лояльность потребителей, канет в Лету - покажет
время и рынок!
Ольга КАРТАМЫШЕВА Журнал "Витрина. Мир Супермаркета"
Комментариев: 0
Просмотров: 165
Пока нет комментариев. Станьте первым!
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.