27 ноября 2006 года
Вашему вниманию статья о мерах поддержки зерновой отрасли. Напрашиваются аналогии и для других отраслей аграрно-промышленного комплекса России.
См. также статьи http://www.isco-i.ru/ мерах поддержки сахарной индустрии и http://www.ikar.ru/ поддержку зернового экспорта
Обсудив ситуацию, сложившуюся на зерновом рынке страны, участники VII Зернового Раунда отмечают, что в последние годы в аграрном секторе наметился рост производственной активности и производительности труда, формируется конкурентная среда, динамично развиваются отдельные сектора животноводства, совершенствуются механизмы государственного регулирования аграрно-продовольственного рынка, расширяются масштабы частных инвестиций, увеличивается экспорт зерна.
Вместе с тем в отсутствии целостной и обеспеченной соответствующими финансовыми ресурсами системы государственной поддержки доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей остаются на низком уровне, что не позволяет активно внедрять новые технологии, вести расширенное воспроизводство и противостоять диспаритету цен на продукцию сельского хозяйства и поставляемых ему ресурсов.
Безудержный рост цен на энергоресурсы ведет к соответствующему удорожанию всех видов материально - технических ресурсов для села, сокращению доходов сельхозтоваропроизводителей и переработчиков, снижению конкурентоспособности отечественной продукции, что на фоне укрепления рубля стимулирует импорт продовольственных товаров.
Государство вполне обоснованно отказалось от лицензирования и контроля за рядом видов деятельности со стороны предприятий по снабжению села материальными ресурсами, хранению и переработке сельскохозяйственного сырья и продукции, однако не обеспечило условий для адекватного внедрения новых механизмов саморегулирования.
Необходимо констатировать, что результаты административной реформы не дали должного эффекта. Отсутствие четкой программы реформирования приводит к ситуации, когда неоднократно меняются правила, причем иногда задним числом . В результате, участники рынка несут дополнительные издержки, затягивается принятие необходимых решений и документов, в том числе, технических регламентов, сохраняется непрозрачность работы таможенных и контролирующих органов и дублирование функций , и прослеживается стремление ряда государственных учреждений и организаций к сохранению своего монопольного положения.
Участники VII Зернового Раунда считают, что необходима модернизация существующей системы государственной поддержки и регулирования АПК, направленная на обеспечение ее прозрачности и прогнозируемости, расширение спроса на продукцию отечественного аграрно-продовольственного сектора, правовое обеспечение вертикальной интеграции в аграрном секторе, стимулирование инвестиционной деятельности и развития рыночной инфраструктуры, улучшение конкурентной среды, увеличение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, рост благосостояния сельского населения, содействие экспорту отечественной продукции.
Комплексное решение этих вопросов обеспечит быстрое и существенное увеличение притока частных инвестиций, позволит добиться динамичного роста объемов производства и создаст благоприятные условия для устойчивого развития сельского хозяйства России.
Первоочередными задачами, требующими неотложного решения, являются:
• скорейшее принятие федеральных законов "О развитии сельского хозяйства", "О ценообразовании и государственном регулировании цен на сельскохозяйственную продукцию", "О защите конкуренции", "О государственном регулировании цен на топливо и энергоресурсы";
• принятие Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования агропродовольственных рынков на 2007 - 2010 годы в статусе федерального закона;
• обеспечение государственной поддержки продвижения отечественной продукции АПК за рубежом, включая льготные условия транзита;
• ограничение импорта субсидированной сельхозпродукции, с механизмом полной компенсации размеров субсидий;
• раскрытие информации по сельскохозяйственному блоку на переговорах по вступлению России в ВТО;
• установление регулируемых цен на энергоносители, обеспечивающих поддержание конкурентоспособности продукции аграрного сектора и не превышение ими темпов инфляции;
• переход на систему оплаты фактически потребляемых услуг естественных монополий ТЭК с полным отказом от взимания штрафов за неисполнение лимитов;
• установление тарифов на перевозку сельскохозяйственной продукции железнодорожным транспортом, исходя из единства аграрно-продовольственного рынка страны, создания условий расширения масштабов межрегиональной торговли и увеличения уровня доходов сельскохозяйственных производителей, перевод перевозки зерна и продуктов его переработки железнодорожным транспортом из 2 - го в 1 класс перевозки, как социально значимого груза;
• установление сезонных скидок в размере не менее 15 - 20 % к тарифам на перевозку зерна железнодорожным транспортом и 50% - ной скидки при перевозках зерна на расстояние свыше 3.000 км на весь маршрут транспортировки в направлении портов Дальнего Востока;
• установление преимущественного права на поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия отечественного производства для государственных нужд;
• стимулирование экспорта зерна путем: компенсации части расходов при перевозке; включением зерна в перечень товаров, при экспорте которых оказывается государственная финансовая поддержка; бюджетную поддержку развития объектов экспортной инфраструктуры; упрощение и удешевление процедур оформления экспортных поставок за счет использования режима "одного окна";
• увеличение объема средств федерального бюджета, выделяемых на субсидирование процентов по кредитам, и увеличение сроков, на которые предоставляются инвестиционные кредиты, до 7 - 8 лет;
• принятие регламентов деятельности государственных надзорных органов и учреждений, снижение тарифов на оказываемые ими услуги, сокращение сроков и устранение дублирования операций при оформлении, принятие не дискриминационного порядка допуска к оказанию аналогичных услуг частными компаниями для обеспечения роста конкуренции и стимулирования снижения расценок на выполняемые работы;
• обязательное привлечение отраслевых союзов к работам по оптимизации тарифов на услуги, оказываемые государственными учреждениями и организациями при обороте зерна, хозяйствующими субъектами, занимающими монопольное положение на рынке;
• установление персональной ответственности руководителей организаций и учреждений за создание излишних административных барьеров;
• правовое обеспечение введения в хозяйственный оборот складских свидетельств и фьючерсной биржевой торговли зерном;
• разработка и последовательная реализация согласованной экспортной зерновой политики России, Украины и Казахстана;
• модернизация механизма проведения зерновых интервенций, предусматривающая "автоматический" режим его включения. При установлении цен проведения закупочных интервенций необходимо учитывать, что они не должны вести к ограничению экспорта зерна, а цены товарных интервенций не должны стимулировать импорт зерна и муки;
• расширение перечня машин и оборудования, поставляемого на условиях лизинга с использованием бюджетной поддержки, включив в него технику для модернизации предприятий по хранению и переработке зерна, а также обеспечить доступ этих предприятий к инвестиционным кредитам с субсидированной процентной ставкой;
• формирование механизма бюджетной поддержки частных лизинговых компаний путем компенсации части лизинговых платежей сельхозпроизводителям при приобретении приоритетных видов техники для АПК;
• снятие необоснованных ограничений применения достижений биотехнологий в аграрном производстве и бюджетное финансирование работ по проведению исследований в этой сфере;
• обеспечение государственной поддержки по внедрению ресурсосберегающих технологий;
• координация усилий по созданию и формированию единой информационной системы АПК;
• переход от государственного лицензирования услуг элеваторов к системе их добровольной сертификации;
• обеспечение государственной поддержки деятельности отраслевых союзов организаций и предприятий АПК по внедрению систем добровольной сертификации на оказание услуг товаропроизводителям АПК.
• обязательное участие отраслевых союзов и ассоциаций АПК в разработке и реализации мер по регулированию рынка, а также в подготовке и принятии управленческих решений в агропродовольственной сфере.
Участники VII Зернового Раунда обращаются к федеральным и региональным органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, зернопроизводителям, отраслевым объединениям товаропроизводителей АПК, бизнессообществу c призывом консолидировать усилия в решении указанных задач и выражают уверенность в том, что реализация настоящих рекомендаций будет способствовать устойчивому развитию цивилизованного рынка зерна в России, окажет положительное влияние на ход социально-экономического развития страны и аграрно-продовольственного сектора.
г. Сочи, 22 июня 2006 года http://www.grun.ru>www.grun.ru
См. также:
- Проблемы госрегулирования аграрной отрасли
- Возможные меры поддержки АПК:
#зерно
Комментариев: 0
Просмотров: 115
Пока нет комментариев. Станьте первым!
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.