|
|
|
Статьи экспертовЗакон о зерне: что ожидать, к чему готовиться российским аграриям20 октября 2021 года Закон о зерне, который должен вступить в силу в самое ближайшее время, уже наделал много шума среди сельхозтоваропроизводителей. Одни фермеры нововведения хвалят, другие — относятся настороженно, считая, что это очередная «палка в колесо» в и без того сложные условия работы хозяйств. Елена Трошина — заместитель директора Департамента регулирования рынков АПК Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в рамках проведения Золотой Осени-2021, решила развеять все мифы и подробно остановилась на концептуальных изменениях в законодательстве Российской Федерации, касающихся развития зернового комплекса, а также на уже принятых нормативно-правовых актах и актах, находящихся в высокой степени готовности. О самых интересных выводах, нововведениях и сроках вступления в силу обновлений — в материале «ГлавАгроном». 30 декабря 2020 года и в июне текущего года были внесены идеологические фундаментальные изменения в законодательство о зерне. Закон 1993 года претерпел существенные изменения, касающиеся целого ряда пунктов. В Российской Федерации зерно, согласно действующему законодательству, является национальным достоянием страны, одним из факторов устойчивого развития экономики. Основные изменения Закона о зернеЗакон Российской Федерации от 14.05.1993 года № 4973-1 «О зерне» Нововведения в Закон «О зерне»: 1. Организация государственного мониторинга зерна в период уборки урожая в месте его выращивания с географическим указанием. Основными новеллами обновленного закона является осуществление государственного мониторинга зерна в месте его происхождения. Государственный мониторинг будет осуществляться силами подразделений, подведомственных Министерству сельского хозяйства РФ, а также Россельхознадзору. Второе новшество — внедрение системы прослеживаемости зерна и продуктов его переработки, формирование и ведение федерального реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве предпринимательской деятельности хранение зерна и/или оказывающих услуги по хранению зерна. Отдельное внимание в законе уделено процедурам изъятия, экспертизы, возврата и утилизации зерна, которое не соответствует требованиям международных договоров и законодательству Российской Федерации. Также законом закреплено обязательное требование по ведению учета зерна и продуктов его переработки на предприятии, где осуществляется хранение зерна. Отдельные требования в законе касаются проведения обязательных лабораторных исследований при осуществлении экспортно-импортных операций. На федеральном уровне законодательно закреплено осуществление федерального государственного надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки. Отдельные положения закона вступят в силу с 1 июля 2022 года, в частности, это касается осуществления государственного мониторинга зерна. По мнению специалиста, данный временной период обусловлен началом сельскохозяйственного года. Остальные положения по закону вступят в силу с 1 сентября 2022 года, а именно:
Сроки вступления в силу Закона о зерне Правовое регулирование продуктов переработки зерна начинается с 1 марта 2023 года. Во исполнение закона заместителем председателя Правительства был утвержден план-график разработки нормативных актов, который предусматривает разработку и реализацию 16 нормативно-правовых актов различных уровней. Из них 14 актов — уровня правительства и 4 акта — ведомственного уровня, подлежащих регистрации в Министерстве юстиции РФ. Девять актов уже принято и находится на государственной регистрации. В ближайшее время ожидается его регистрация. Остальные акты находятся в высокой степени готовности, проходят межведомственное согласование на уровне федеральных органов. Какие нормативные акты уже приняты Прочтение применения нормативно-правовых актов является всегда сложными вещами, поэтому важно понимание, как это всё будет работать на деле. В частности, правительством Российской Федерации 25 сентября 2021 года было принято Постановление №1612 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве предпринимательской деятельности хранения зерна и оказывающих связанные с хранением услуги, в Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна». Согласно постановлению, ведение реестра возложено на Министерство сельского хозяйства. Информацию в реестр будут предоставлять Хранители. Верификацию внесенных сведений будут осуществлять Россельхознадзор и ФНС России. Как это будет работать: Хранитель обязан будет зарегистрироваться в системе прослеживаемости зерна и направить заявление о включении организации в реестр, в котором помимо стандартных требований (наименование, ИНН, адрес, место нахождения), также будет указываться: свидетельство государственной регистрации о постановке опасного объекта на учет, договор обязательного страхования, вид сельскохозяйственной культуры, хранение которой осуществляется. По каждому зернохранилищу обязательно должны быть внесены технические характеристики и правоустанавливающие документы. Если на производственных мощностях, помимо хранения, осуществляется переработка продукции, данная информация также должна быть помещена в реестр. Далее информация подлежит рассмотрению Министерством сельского хозяйства РФ. По результатам которого будет присвоен Уникальный регистрационный номер (УРН) Хранителя. Согласно федеральному закону о государственных и муниципальных услугах, Министерство сельского хозяйства РФ по запросу будет предоставлять выписку из реестра, которая будет подтверждать деятельность конкретного Хранителя. Уникальный регистрационный номер хранителя аннулируется исключительно в случаях, если организация будет ликвидирована либо прекратила деятельность. Одним из немаловажных документов является Постановление Правительства, которое определяет порядок взаимодействия Федеральной информационной системы прослеживаемости зерна с другими государственными информационными системами (прим. ред. — от 07.09.2021 г. №1512 «Об утверждении Правил взаимодействия Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна и иных государственных информационных систем»). Порядок взаимодействия ФГИС "Зерно" и иных государственных информационных систем: Данное взаимодействие позволит обеспечить товаропроизводителей информацией, находящейся в распоряжении Министерства сельского хозяйства, иных федеральных органов и учреждений, что сократит внесение информации, которая будет в автоматическом режиме загружаться в личный кабинет товаропроизводителя. О распоряжении правительства, которым определен перечень продуктов переработки зерна, подлежащих внесению в систему прослеживаемости зерна С 1 марта 2023 года (первый этап) планируется включить в перечень прослеживаемости рис, муку, смеси для приготовления хлебобулочных, мучных, кондитерских изделий, продукты зерновые для завтрака, отруби, отходы от обработки зерновых культур, крахмал, декстрин, глютен. В дальнейшем Министерство рассматривает необходимость по расширению номенклатуры указанных товаров. Перечень продукции, произведенной в результате первичной и (или) последующей (промышленной) переработки зерна: В настоящее время в высокой степени готовности находится проект постановления правительства, в котором будут утверждены правила оформления товаросопроводительного документа на партию зерна и/или партию продуктов переработки зерна. Оформление будет проходить непосредственно в самой системе товаропроизводителем безвозмездно в заявительном порядке. Аналогичные документы в рамках Евразийского таможенного союза имеют и другие государства (в Казахстане — Паспорт качества зерна, в Беларуси — Удостоверение качества зерна, которое проходит обращение на внутреннем рынке). В России будет товаросопроводительный документ на партию зерна либо партию продуктов переработки зерна. Согласно закону, приёмка, отгрузка либо перевозка партии зерна либо партии продуктов переработки зерна, а также ввоз и вывоз на территории либо с территории Российской Федерации, реализация такой продукции осуществляются исключительно в сопровождении товаросопроводительного документа. Документ будет оформляться в системе. Разработчики предусмотрели послабления на этапе документального оформления. В частности, если у товаропроизводителя планируется дальнейшая реализация, отгрузка и приёмка одновременно, выписывается один документ, в котором будет указана вся необходимая и исчерпывающая информация (данные грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика), что фактически исключает сложности с поставкой товара. Обязательства по оформлению товаросопроводительного документа возникают с 1 сентября 2022 года, в отношении продуктов переработки зерна — с 1 марта 2023 года. Процесс оформления документа, начиная от поля и заканчивая товаропроизводителем при направлении на экспорт либо поступление зерна, продуктов переработки на внутренний рынок подразумевает следующее: зерно при отправке на экспорт также сопровождается товаросопроводительными документами, которые оформляются сельхозтоваропроизводителем либо (если продукция реализована) — экспортером зерна. Процесс получения товаросопроводительного документа (СДИЗ) В рамках проекта постановления, предусматривающего создание федеральной государственной информационной системы прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна, Минсельхоз РФ является заказчиком системы. Функции оператора возложены на ФГБУ «Центр агроаналитики», имеющее опыт работы с федеральными государственными информационными системами Минсельхоза России. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна» Кроме того, в проекте определены поставщики информации, помимо федеральных органов, товаропроизводителей, также будут являться субъекты РФ. Доступ к информации, содержащейся в системе прослеживаемости зерна, будет обеспечиваться как посредством открытых данных, размещенных на сайте МСХ, а также при запросе, но с соблюдением законодательства о персональных данных, коммерческой тайны и других данных, охраняемых законом.
Срок введения системы в эксплуатацию установлен — IV квартал текущего года. Подключение сельхозтоваропроизводителей к системе с получением доступа будет возможно сразу же после введения ее в эксплуатацию. Редакция «ГлавАгроном» благодарит Трошину Елену Николаевну — заместителя директора Департамента регулирования рынков АПК Министерства сельского хозяйства РФ за предоставленную информацию для подготовки опубликованного материала.
Комментариев: 0 Просмотров: 80
|
ИКАР | Рынки | Новости | Аналитика | Услуги | Информационные материалы |
![]() |
© 2002—2025 ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка г. Москва, Рязанский пр-т, д. 24, оф. 604 Тел: +7 (495) 232-9007 www@ikar.ru |
![]() ![]() |
|