|
|
|
Статьи экспертовВ поддержку зернового экспорта11 июля 2006 года Вашему вниманию статья из Журнала Торгпред за октябрь 2005 о мерах поддержки зерновой отрасли. Напрашиваются аналогии и для других отраслей аграрно-промышленного комплекса России. См. также статью http://www.isco-i.ru/ мерах поддержки сахарной индустрии. Расширение зернового экспорта - одно из условий устойчивого развития аграрного сектора страны. В последние годы Россия проявляет себя как один из значимых игроков на мировом рынке зерна, расширяет объемы и географию поставок. Благодаря оказанной бюджетной поддержке проведена модернизация ряда новых экспортных зерновых терминалов, компании-экспортеры активно участвуют в подготовке экспорта. Для динамичного наращивания экспорта необходимо устранить некоторые барьеры, что обеспечит поддержку внутренних цен и доходов сельхозпроизводителей и соответственно создаст мотивацию к расширению производства зерна без масштабных бюджетных расходов. Российский зерновой союз (РЗС) предлагает реализацию следующих мер: - Снижение уровня политических рисков и повышение прозрачности деятельности государства. Исходной позицией для развития зернового экспорта должно стать однозначное, не допускающее различных трактовок официальное заявление о том, что государство считает экспорт зерна приоритетным и отказывается от любых форм его ограничения, за исключением случаев реального риска дестабилизации внутреннего продовольственного потребления зерна (исключительно по объемным, а не по ценовым показателям). Причем должны быть объявлены критерии и механизм принятия таких решений. Особое внимание необходимо обратить на борьбу с практикой неформального регулирования не только экспорта, но и рыночного оборота зерна в отдельных регионах, которое систематически проявляется в виде запретов на вывоз и требований о сборе различных не предусмотренных действующими федеральными нормативными правовыми актами разрешений и справок. - Должна быть повышена информационная прозрачность позиции государства в вопросах производства, потребления и регулирования рынка зерна. В частности, необходимо обратить внимание на то, что официальная оперативная информация о ходе посевных и уборочных работ, сведения о качестве зерна нового урожая, прогнозах потребления и т.п. не размещаются на сайте Минсельхоза России. Это создает широкое поле для различных спекулятивных заявлений, порождает слухи и как следствие не позволяет сельзхозпроизводителям, экспортерам и другим участникам рынка принимать рациональные решения. - Технические барьеры, Существующая система контроля построена на том, что экспортеру необходимо предоставить один сертификат, но, чтобы получить следующий при отправке каждой товарной партии приходится объезжать не менее 8 инстанций (значительная часть из них подведомственна Минсельхозу России), находящихся, как правило, на значительном удалении друг от друга. Определенным барьером является оформление ветеринарного разрешения, которое, по нашему мнению, должно выдаваться только одним органом - региональным управлением ветеринарии по месту происхождения товара и не подлежать дополнительному контролю, а срок его выдачи должен быть уменьшен с 30 до 1-2 дней. Комплексное решение этих вопросов возможно при создании центров оформления экспорта, где находятся представители всех инспектирующих служб и ведется круглосуточная работа по принципу "одного окна". Деятельность таких центров должна осуществляться по единому межведомственному документу - Регламенту оформления документов при экспорте зерна, в котором следует четко определить права и обязанности инспектирующих органов, установить исчерпывающий перечень запрашиваемых документов и тарифы на оказание услуг, регламентировать круглосуточный режим их работы. На первом этапе, по нашему мнению, следует решить эти вопросы применительно к службам и организациям, находящимся в ведении Минсельхоза России. Также необходимо обеспечить развитие конкурентной среды, отказавшись от монопольного положения ряда государственных организаций в части предоставления документов о качестве продукции, выполнении работ по фумигации, обеззараживанию и др. - Качество зерна и оформление документов его подтверждающих. Одной из проблем для зернового экспорта является несоответствие российских стандартов мировым. Российские инспектирующие организации проводят исследования продукции на основании российских ГОСТов, а не на основании стандартов ISO. Действовавший ранее сертификат, выданный ГХИ, так же как и заменивший его сертификат Россельхознадзора, не признаются ни в одной стране мира и нужны лишь для формального предоставления железной дороге и в таможенные органы. Вместе с тем сертификаты, предусмотренные экспортными контрактами, выданные международными сюрвейерами, не будут приняты ОАО "РЖД" и в таможенных органах при оформлении вывозимой продукции. Это приводит к тому, что экспортеры должны проводить дополнительные исследования вывозимых партий, что сопряжено с дополнительными временными и финансовыми затратами. В результате получение экспортного сертификата, по сути, является дополнительным налогом на экспорт в размере 12-18 рублей на тонну, который, кстати, будут покрывать не экспортеры, а сельскохозяйственные производители. По нашему мнению, при экспорте необходимо запрашивать только сертификат международного образца первоклассных сюрвейерских компаний, оформленный с учетом требований иностранного покупателя (если они не противоречат правилам российской сертификации и смыслу сертификатов). Такой подход не исключает наличия государственного органа сертификации зерна при поставках на экспорт, который мог бы выдавать единый сертификат международного образца, подтверждающий качество зерна, если он заменит сертификат качества ГХИ, фитосанитарный сертификат, ветеринарный сертификат, сертификат соответствия и санитарный паспорт на вагон. - Реформирование политики в отношении железнодорожных перевозок зерна, включая: - Развитие портовой инфраструктуры и снижение затрат на оплату услуг по перевалке зерна в портах. Российская портовая инфраструктура, являющаяся наследником советской единой портовой системы, и в настоящее время представляет группу разобщенных субъектов и не удовлетворяет современным требованиям. Ежегодные потери экспортеров от несовершенства портовой инфраструктуры, по экспертным оценкам, составляют не менее 30 млн долларов США (штрафы, недогрузы, недополученная прибыль). В целях повышения конкурентоспособности российского экспорта за счет развития портовой инфраструктуры предлагается осуществить следующее: 1. Реконструкцию шлюзового хозяйства на реке Дон, что позволит увеличить грузооборот не менее чем на 25%, обеспечит конкуренцию в отношении железнодорожного транспорта, создаст возможность прямых поставок на экспорт из внутренних районов России судами река-море. Ожидаемый экономический эффект от реконструкции составит не менее 5 млн долларов в год. 2. Строительство глубоководного портового терминала в порту Владивосток с емкостью единовременного хранения 60-100 тыс. тонн (ориентировочная стоимость проекта - 30 млн долларов, срок окупаемости - 15 лет). 3. Строительство глубоководного портового терминала на Черном море целесообразно, если невозможно радикальное расширение перевалочных мощностей в Новороссийске. Текущая потребность российских экспортеров в дополнительных мощностях по перевалке зерна на глубоководные суда в Черном море составляет не менее 2 млн тонн в год. Стоимость постройки элеватора единовременной мощностью хранения 100 000 тонн составляет 25 млн долларов, срок окупаемости проекта составит 10 лет. 4. Строительство глубоководного портового терминала в Усть-Луге. Наличие собственного зернового глубоководного терминала на Балтийском море позволит российским экспортерам решать задачи связанные как с экспортом, так и с импортом зерновых. Особый интерес представляет возможность использования схемы замещения, при которой в зависимости от международной конъюнктуры и количества доступного на экспорт объема зерна возможно осуществлять экспорт товара через восточный порт (Владивосток), импорт через западный (Усть-Луга) или в обратной последовательности. Ориентировочная стоимость реализации проекта - 30 млн долларов, срок окупаемости - 10 лет, планируемый грузооборот - 1 млн тонн зерновых ежегодно. Острой остается проблема затрат на оплату услуг по перевалке зерна в портах, которые в России почти в два раза выше, чем в Украине. С этой целью можно ввести бюджетные выплаты, компенсирующие часть затрат на перевалку, однако при этом необходимо одновременно решить проблему недискриминационного доступа к перевалочным мощностям для всех компаний-экспортеров. 7. Обеспечение безусловного выполнения норм законодательства и переход на заявительный порядок возмещения экспортного НДС. В частности, учитывая практику работы налоговых органов, необходимо принять ряд технических мер - автоматическое исполнение исполнительных листов по вступившим в законную силу судебным решениям; планирование возврата НДС отдельной строкой в планах сборов налогов налоговыми органами. 8. Совершенствование системы таможенного контроля. У экспортера зерна должно быть реальное право на предварительное таможенное оформление вывозимых товаров, это позволит отправлять загруженные суда сразу после подписания коносаментов, а не терять время на таможенное оформление при подаче обычной ГТД. Тарифная система таможенных сборов не выдерживает критики - быть крупным экспортером убыточно, сборы за таможенное оформление прогрессивно растут в зависимости от стоимости груза. При этом существует еще и проблема двойных сборов за таможенное оформление при оформлении временной и полной ГТД. Очевидно, что оплата сборов за таможенное оформление при временном периодическом оформлении должна осуществляться исходя из объемов перемещенных грузов через таможенную границу и оформленных по полной ГТД без учета всех временных ГТД. В вопросах таможенного администрирования необходимо перейти к схеме временного периодического декларирования в одном таможенном органе при вывозе зерна из различных регионов России. Также следует регламентировать продолжительность (1 сутки с момента подачи ГТД) таможенного оформления экспортного груза, отправляемого через сухопутный пограничный переход, и ввести подтверждение фактического вывоза товара таможенным органом оформления, а не таможней на границе. 9. Субсидирование экспорта зерна. Субсидирование экспорта является весьма распространенной мерой его поддержки, которой активно пользуются 35 стран-членов ВТО. Использование субсидирования экспорта в различной форме позволит повысить конкурентоспособность и расширить масштабы экспорта российского зерна. При реализации этого направления предлагается исходить из того, что предельный объем субсидирования может составлять 15-20 долларов за тонну. При этом следует использовать различные направления субсидирования экспорта - компенсационные выплаты части затрат, понесенных экспортером из-за неразвитости инфраструктуры (сбор различных документов в госорганах, транспортировка, перевалка, простои судов и др.); предоставление государственной гарантийной и страховой поддержки; предоставления кредитов с субсидированной ставкой процентных платежей при авансировании закупок зерна у сельскохозяйственных производителей и т.п. См. также:
Комментариев: 0 Просмотров: 201
|
ИКАР | Рынки | Новости | Аналитика | Услуги | Информационные материалы |
![]() |
© 2002—2025 ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка г. Москва, Рязанский пр-т, д. 24, оф. 604 Тел: +7 (495) 232-9007 www@ikar.ru |
![]() ![]() |
|