17 февраля 2003 года
Кризис российской экономики в последнее десятилетие оказал сильное
негативное воздействие на всю молочную отрасль. Лишь в 2000 году после
длительного периода сокращения надоев молока в стране падение приостановилось,
а уже следующий год стал первым годом роста валовых надоев.
Оздоравливающее влияние оказал на развитие молочной отрасли оказал августовский
кризис 1998 года. Начиная с 1999 года, производство молока перестало
быть убыточным. Уровень рентабельности от его реализации составил в
1999 г 16%, в 2000 году -7%, а в 2001 году - 15% (без учета субсидий
из бюджета).
Однако для оптимизма оснований мало, так как российское молочное стадо
продолжает сокращаться. Это сокращение и было основной причиной многолетнего
падения объемов производства сырого молока было сокращение продуктивного
поголовья коров. За годы реформ от 22 млн. дойных коров осталось только
12.
Диаграмма 1.
Численность молочного стада РФ в 1991 - 2001гг. (млн. голов)
В 2002 году наиболее высокими темпами его сокращение идет на сельскохозяйственных
предприятиях. Согласно официальным данным Минсельхоза, на 1 октября
2002 года коровье стадо там уменьшилось до 5 781,1тыс. голов, что на
уровне 93,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (6 158
тыс. голов). Только за период 3 квартала текущего года сокращение составило
138 тыс. голов.
Увеличение надоев стало возможно за счет роста продуктивности коров.
В 2001 году надои на одну корову превысили показатель 1991 года и приблизились
к максимальному российскому показателю 1990 год.
Все успехи и неудачи российской молочной отрасли в целом хорошо видны
на примере одного региона - Владимирской области.
Максимальное производство молока во Владимирской области было в 1991
году, а именно 506 тыс. тонн. За десять прошедших лет этот показатель
снизился до 350 тыс. тонн. Сокращение надоев молока было таким же, как
и в целом по стране, то есть, как в 1990 году Владимирская область производила
примерно 1% от общероссийского ресурса, так и в 2001 году этот показатель
остался на том же уровне, что составляет около 4,6% от сырого молока
произведенного в Центральном федеральном округе.
Основные объемы молока в области производятся на сельскохозяйственных
предприятиях, его доля составляет 90% (для сравнения: в РФ на долю с/х
предприятий приходится только 47%).
2002 год для Владимирской области тоже стал годом роста надоев, за 9
месяцев они превысили прошлогодние на 5% (202,6 тыс. т). Валовой рост
молока обеспечен за счет продуктивности молочного стада, которое, к
сожалению, продолжает сокращаться. Надои на 1 корову возросли с 2887
кг в 1990 году до 3453 кг в 2001.
Летом 2002из-за погодных условий достаточного количества полноценных
кормов заготовить не удалось, а это значит, что коровье стадо к весне
уменьшится.
Диаграмма 2. Динамика изменения поголовья скота и производства молока
во Владимирской области в период с 1990 по 2001 гг.
Сказать, что ситуация в животноводческом комплексе сложная, значит
ничего не сказать. Проблем так много, что справиться с ними самостоятельно
животноводам практически невозможно. Две противоборствующие тенденции:
рост продуктивности и снижение поголовья коров неминуемо приведут к
уменьшение надоев уже в ближайшее время. Чтобы этого не случилось, меры
нужно принимать уже сейчас. Это хорошо понимает областное руководство,
но материальные возможности, которыми оно обладает, весьма скромные.
Производить сырое молоко стало прибыльным, но по-прежнему уровень рентабельности
большинства производителей не дает материальной основы для инвестиций
в животноводство. Для создания нормальных условий наращивания молочного
стада и развития хозяйств рентабельность производства молока должна
быть не менее 20%, а этот уровень еще не достигнут.
Без помощи извне подавляющему числу сельхозпроизводителей области решить
производственные проблемы в ближайшие годы не удастся. В этом году на
зиму заготовили 77% кормов от необходимого объема. При этом обсуждение
социальных проблем села мы оставляем за рамками статьи.
Положительные примеры работы с сельхозпроизводителями в области уже
есть, хотя их и мало. Развитием сырьевой зоны вынуждены были заняться
местные перерабатывающие предприятия, объединившие под своим началом
молочно-товарные фермы, среди них холдинг "Ополье", фирма
"Поком", Лакинское ОАО "Молоко". Однако, даже такие
крупные по масштабам области предприятия обладают ограниченными возможностями,
что сдерживает интенсивное развитие этого процесса.
Государственная поддержка молочного животноводства выражается в предоставлении
субсидированных кредитов из областного и федерального бюджетов. Полученные
средства молокозаводы области используют для кредитования производителей
молока. Но и здесь не обходится без проблем. Помимо этого Департамент
сельского хозяйства Владимирской области оказывает консультационную
и техническую поддержку руководителям предприятий. Рыночные отношения
исключают возможность силового воздействия сверху, поэтому приходится
искать другие формы регулирования отношений между сельхозпроизводителями
и переработчиками молока, среди которых не последнее место занимают
и совместное обсуждение проблем.
Ни для кого не секрет, что из Владимирской области, как и из других
близлежащих к Москве областей, сырое молоко вывозится, тогда, как собственные
владимирские молокозаводы оказываются необеспеченными сырьем. Одновременно
отмечается завоз в область сырого молока из соседней Ивановской области.
Сельхозпроизводители молока в условиях рынка вправе сами решать, кому
они будут продавать молоко, а встречные товарные потоки характерны для
рынка, продолжающего оставаться на стадии формирования пофирменной структуры.
Однако, вывезенное из области сырое молоко - это не произведенная и
непроданная продукция, а значит, недополученные в областной бюджет налоги.
В доходной части бюджета теряются значительные средства.
Нехватка сырья - главная причина недозагруженности имеющихся мощностей.
Конечно, предприятия - лидеры, такие как МК "Суздальское молоко",
МК "Гусь-Хрустальный", Лакинское "Молоко" и еще
ряд переработчиков молока работает на полную мощность, но средняя загрузка
по области в последние годы колеблется в пределах от 20 до 37%.
Требование сельхозпроизводителей повышать закупочные цены на сырое молоко
выполнить заводам сложно, так как рентабельность переработки на молокозаводах
области составляет от 6 до12%, а на убыточных предприятиях она значительно
ниже. Они сами в большинстве своем борются за выживание. Только этим
можно объяснить расширение ассортимента молочных предприятий за счет
непрофильных продуктов, среди которых есть и хлеб, и рыба, и плодоовощные
консервы. Что касается молочных продуктов, то изменения в ассортименте
вызваны, прежде всего, стремлением наиболее целесообразно использовать
имеющееся сырье. Под целесообразностью в данном случае понимается рентабельность
производства того или иного продукта и возможности его реализации. В
результате производство такого молокоемкого да еще и зачастую убыточного
продукта, как сливочное масло, сокращается год от года более чем на
15%, а жирных сыров почти на треть.
Рост производства на 9% произошел в одной из наиболее доходных групп
молокопродуктов - цельномолочной продукции. Однако, значительный рост
почти на в группе нежирной молочной продукции. Это означает, что доходы
большей части населения на низком уровне, а это еще одна причина, затрудняющая
сбыт произведенной продукции.
Сокращение производства молочных продуктов, несмотря на все возрастающие
поставки из соседних областей (до 20% от всей молочной продукции), неблагоприятно
отразились на объемах потребления населением области. Душевое потребление
молока и молочных в области год от года снижается, если в 1999 году
оно было 189 кг продуктов (в пересчете на молоко), то в 2000 - 185 кг
при рекомендуемой норме 392 кг.
Пастеризованное молоко местных производителей в розничной сети области
значительно дешевле, чем привозное стерилизованное, а потому областное
руководство настаивает на его производстве, хотя его рентабельность
в лучшем случае нулевая. Рынок молока характеризуется сезонной насыщенностью,
при которой летом избыточное предложение, а зимой наоборот наблюдается
слабая насыщенность при дефиците некоторых молочных продуктов.
Обеспокоенность руководства области вызывает и тот факт, что вывозится
за пределы области самое качественное молоко, а ведь от качества сырого
молока зависит и качество продуктов, поступающих на владимирские прилавки.
В этом году лишь 16,5% молока, отправленного на промышленную переработку
, относится к высшему сорту, почти 72,5% - к первому сорту.
Однако не все так плохо. Многие предприятия области в последние годы
модернизировали оборудование, так "Судогодский МЗ" и "Суздальский
МЗ" реконструировали холодильные камеры, установив высокоэффективное
энергосберегающее итальянское оборудование.
На ОАО "Алкомп" - одном из первых в РФ установили линию по
производству бутылок из полипропилена с розливом в них кисломолочных
напитков. На МК "Гусь-Хрустальный" запущена линия по производству
сгущенного молока, а на ОАО "Лакинское молоко" - линия по
производству стерилизованного молока.
Особая забота молочников - упаковка продуктов. Сегодня, чтобы продуть
продукт, надо его упаковать достойным образом. В последнее время на
многих предприятиях появились новые автоматы по фасовке продуктов. Это
позволило увеличить долю фасованной продукции и довести ее с 48% в 1990
году до 90% в 2000 г.
Использование современной упаковки повысило конкурентоспособность владимирских
молочных продуктов, которые все чаще появляются на прилавках Москвы.
Московский рынок весьма привлекателен для региональных производителей.
Сегодня на него регулярно поставляется продукция "Александровского"
и "Суздальского" молзаводов, владимирского сыродельного завода.
Можно встретить и продукцию частных предпринимателей. Расширение сферы
сбыта продукции за счет вывоза за пределы области позволяет предприятиям
стабилизировать свою деятельность. В этом году увеличился вывоз из области
цельномолочной продукции. Одним из барьеров при организации поставок
на московский рынок являются высокие требования московских оптовиков
к качеству продукции.
Таковы уж парадоксы рынка, что в условиях нехватки молочной продукции
в розничной сети, ее трудно реализовать, особенно наиболее дорогие позиции
ассортимента. В современных рыночных условиях это требует затрат на
рекламу и мероприятия по продвижению, ведь конкурировать приходится
не только между собой, но и с таким гигантом, как Вимм-Биль-Данн и иностранными
производителями.
Переработчики сегодня все больше склоняются к тому, чтобы не повышать
цены на сырье, а тратить эти средства на организацию дистрибьюторских
сетей и организацию рекламы. Создать хорошо функционирующую сбытовую
сеть, охватывающую все область, на данном этапе не под силу одному производителю,
поэтому неудивительно, что все настойчивее звучат призывы к объединению
усилий. Потребители это приветствуют, потому что они более чем кто-либо
заинтересованы в том, чтобы на прилавках магазинов было много хорошей,
качественной и недорогой продукции.
Рыбалова Т
Вед. эксперт ИКАР
"Молочная промышленность" № 2 2003.
#молоко
Комментариев: 0
Просмотров: 198
Пока нет комментариев. Станьте первым!
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.