10 февраля 2004 года
Повышение импортных пошлин на сыр приведет к росту цен на внутреннем
рынке и пока не позволит отечественным сыроделам преодолеть технологическую
отсталость.
Российские власти решили защитить своих сыроделов: таможенную пошлину
на импортные сыры весной предполагается увеличить почти вдвое - по крайней
мере, соответствующий проект уже находится на рассмотрении в Минэкономразвития.
А в ходе недавно прошедшей в Берлине международной выставки-ярмарки
"Зеленая неделя" вице-премьер российского правительства, министр
сельского хозяйства Алексей Гордеев высказался за ужесточение ввоза
в Россию импортных молочных продуктов: "Россия в настоящее время
'перебирает' по импорту молочных продуктов, прежде всего сыра. А то,
что мы получаем из Европы, субсидируется за счет бюджета Евросоюза.
Это агрессивный протекционизм", - цитирует чиновника информационное
агентство "Интерфакс". ЕС уже несколько лет субсидирует до
50% затрат своих производителей молока и дешевого сыра. В результате
в российской рознице импортные сыры продаются не намного дороже отечественных.
Для того чтобы поддержать отечественного производителя, правительство
готово изменить действующие последние девять лет пошлины на ввоз иностранных
сыров. Прежде всего, предполагается увеличить пошлины на дешевые сорта
импортного сыра (так называемые сырьевые, или кормовые, сыры, которые
в нашей рознице стоят от 115 до 160 рублей за килограмм). Импортная
пошлина для них может быть увеличена с нынешних 15 до 25-30%, в то время
как для более дорогих импортных сортов ставка останется минимальной.
Два года назад похожие заградительные пошлины (около 30%) были введены
на Украине, результат не замедлил сказаться. "Лет пять-шесть назад
на Украине ситуация с производством сыра типа 'Гауда' и 'Эдамер' была
такой же, как сейчас в России. Сегодня на Украине фактически нет импортного
дешевого сыра, а рынок снабжается многочисленными кустарными производствами,
которые выпускают аналоги дешевого европейского сыра. Причем, поскольку
потребление на Украине невелико, до 60 процентов украинского сыра экспортируется
в Россию, преимущественно - из-за невысокого качества и цены - в регионы",
- рассказывает Евгений Гребнев, коммерческий директор российского отделения
компании Lactalis (в России производит плавленые сыры President). Специалисты
отмечают, что введение заградительных пошлин главной проблемы не решило:
качество украинского сыра улучшается, но медленно и пока еще далеко
от европейских аналогов.
Кого защищать?
Инициатива Алексея Гордеева вызвала бурную реакцию на отечественном
рынке. Причина - сомнительная целесообразность введения заградительных
мер. Во-первых, российские сыровары сегодня не могут в полном объеме
удовлетворить потребности рынка - при потреблении в 440 тыс. тонн они
производят около 250 тыс. тонн. По данным AC Nielsen, доля российских
производителей в десяти крупнейших российских городах не превышает 40%;
50% рынка занимают международные и прибалтийские сыроделы, 10% - производители
из стран СНГ. При общем росте рынка сыра на 13% в 2003 году объемы производства
российских производителей увеличились лишь на 6,7% (данные ИКАР). Список
ведущих производителей по физическим объемам продаж твердого сыра в
десяти крупнейших российских городах, по данным AC Nielsen, выглядит
так (в алфавитном порядке): европейские производители - Bibertaler,
Hofmeister, Kaserei, Oldenburger, Valio, литовские - Pieno Zhvaigzdes,
Rokiskio Suris, российские - Алтайский сырзавод, Пречистенский сырзавод,
украинский Шосткинский молкомбинат. По данным на октябрь--ноябрь 2003
года, на них приходится около трети рынка.
Во-вторых, заградительные пошлины не помогут решить проблему качества.
Российские производители сыра в основной своей массе - это небольшие
заводы со старым оборудованием, которые выпускают сыры типа "Российский",
"Пошехонский" и т. д., вкусовые качества которых оставляют
желать лучшего. "Такие сыры делаются по классической технологии
из молока: подоили корову, нормализовали по жиру молоко, нагрели, потом
добавили туда определенную закваску, в результате получилось сырное
зерно. Затем оно прессуется в течение трех суток, просаливается в солильной
ванне, промывается и помещается в специальный пакет на шестьдесят-семьдесят
суток. Так получаются наши сыры, - рассказывает Андрей Данилов, начальник
торгового отдела Молочного союза (марки 'Топтыгин', 'Звениговские сыры')".
В большинстве своем российские производители не могут гарантировать
не только стабильного качества производимого ими продукта, но и определенных
объемов производства, не говоря уже о собственных брэндах.
Причин такого положения дел несколько. Первая - перестал работать "эффект
кризиса" 1998 года, после которого доля импортных сыров сократилась
с 18,6 в 1997 году до 11,9% в 1998-м. В 1999 году молочное животноводство
впервые за десятилетие вышло на положительную рентабельность производства
в 16% (в 1998-м этот показатель равнялся минус 36%). "Резкое сокращение
импорта стимулировало отечественное производство, которое стало хоть
и медленно, но расти. Но в полной мере использовать это преимущество
отечественные производители не сумели - в 2001 году доля импорта вновь
начала увеличиваться", - рассказывает Татьяна Рыбалова, ведущий
эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР).
Вторая причина - острая нехватка сырья. Сыр является самым дорогим и
трудоемким продуктом, производимым из молока. Например, для того чтобы
изготовить килограмм сыра, требуется порядка 20 литров свежего молока.
В России же молока не хватает и часто используется сухое молоко. "Раньше
рост производства молока происходил за счет увеличения продуктивности
коров, сегодня она достигла своего максимума. Более того, в последнее
время молочное стадо сокращается: только в 2003 году произошло сокращение
поголовья на 4,3 процента. При этом сокращение идет преимущественно
на крупных сельскохозяйственных предприятиях, которые и могут обеспечить
стабильные поставки молока: у них поголовье уменьшилось на 9 процентов.
Сейчас коров выгоднее выращивать на мясо", - говорит Татьяна Рыбалова.
Кроме того, производство молока в России носит четкий сезонный характер:
объем летнего надоя более чем в четыре раза больше зимнего, тогда как
в Финляндии, стране со схожими климатическими условиями, эта разница
составляет порядка 1,2. В результате летом в России происходит полное
затоваривание молочного рынка, а зимой, наоборот, производить молочные
продукты не из чего
В такой ситуации непонятно, кого следует защищать в законодательном
порядке: сыроваров или животноводов? "Это вопрос 'яйца и курицы'
- если стимулировать сыроделов, они в свою очередь стимулируют производителей
молока и наоборот", - говорит Евгений Гребнев.
Так или иначе, пока серьезных российских игроков на сырном рынке практически
нет. "В России господствует мелкотоварное производство сыра. Есть
отдельные хорошие сильные заводы, которые поднимаются сами, в которые
пришел сильный инвестор, но это скорее исключения", - говорит руководитель
сырного проекта компании "Вимм-Билль-Данн" Юрий Власенко.
К таким производствам специалисты относят Алтайский сырзавод, "Краснодарский
сыродел", Пречистенский сырзавод, Старицкий сырокомбинат, Сырокомбинат
города Можга (Удмуртия). Однако крупных производителей, которые специализировались
бы только на сыре, имели бы полный цикл производства - маркетинг, мощное
производство, систему сбыта и раскрученную марку, - в России нет. Лишь
недавно в этом секторе появился первый проект: холдинг "Вимм-Билль-Данн"
осенью прошлого года запустил фабрику по производству твердых сыров
в городе Рубцовске в Алтайском крае. Инвестиции в проект составили 13
млн долларов. Продукция выпускается под торговой маркой "Ламбер"
и позиционируется в ценовом сегменте выше среднего (130-160 рублей за
килограмм).
Ни "Планета", ни "Петмол", ни другие отечественные
агрогиганты пока не заявляли о планах создания сырных подразделений.
Не спешат в Россию и западные производители - в течение последних двух
лет производство здесь начали лишь германская Hochland и французская
Lactalis (под маркой President), но пока это только плавленые сыры,
производство которых менее требовательно к сырью.
Отложенный результат
Введение заградительных пошлин на дешевые импортные сыры может привести
к следующему. Прежде всего подорожают импортные сыры, и покупательский
интерес к ним снизится: "Повышение на 15 процентов пошлины приведет
к росту цены на импортные сыры в рознице примерно на 25 процентов, -
говорит г-жа Рыбалова. - Какое-то количество игроков уйдет с рынка,
объемы поставок существенно сократятся". Сторонники повышения пошлин
считают, что эта мера заставит западных игроков более активно инвестировать
в производство в России. Однако пока западные компании занимают выжидательную
позицию: "В будущем мы планируем делать твердые сыры в России.
Но для этого должен решиться вопрос хорошего качественного молока -
его должно быть много, и оно должно быть пригодным для производства.
Пока сырья для хороших сыров по стандартам компании Lactalis в России
попросту нет", - говорит Евгений Гребнев.
Вслед за импортерами поднимут цены и российские сыроделы. По мнению
аналитиков, в низшем сегменте рост цен составит от 10 до 20%. "Такие
меры специально вводятся, для того чтобы отечественные производители
смогли поднять цены. Например, наш Звениговский завод сыров обязательно
повысит цены, поскольку там стоит новое оборудование и производимые
нами 'Российский', 'Пошехонский' сыры, а также фирменные 'Звениговские
сыры' ничем не хуже импортных, - говорит Андрей Данилов. - Скорее всего,
все отечественные сыроделы, независимо от качества производимого ими
продукта, повысят цены".
Значительное влияние на политику наших сыроделов будет оказывать конкуренция
с украинскими и белорусскими производителями - на них как раз новые
пошлины распространяться не будут (по существующим в рамках СНГ соглашениям).
Понимая это, уже сейчас отечественные игроки требуют от властей введения
жесткого контроля качества поступающих от соседей сыров. Если такой
контроль будет введен, считают они, половина сыров СНГ исчезнет с рынка,
а другая - качественная - резко вырастет в цене.
Однако, даже если все предполагаемые изменения в законодательство будут
внесены, изменятся ли при этом качество и объемы российского производства?
Ведущие игроки рынка едины во мнении: после введения пошлин быстрого
роста производства ожидать не стоит - нехватка сырья не позволит игрокам
восполнить образовавшийся пробел. Российские производители, если и захотят
заняться выпуском качественного сыра, смогут это сделать не раньше чем
через пару лет. "Если наш производитель получит лишние десять процентов
в цене в результате введения пошлин, то через пару лет он уже сможет
купить качественное оборудование, фильтры и тому подобное, заинтересовать
местных производителей молока, стимулировать их, купить молоковозы,
сделать приемные пункты. Когда появится спрос, сырья будут производить
все больше и больше. Примерно таким образом мы действуем сейчас на нашем
заводе на Алтае", - рассказывает Юрий Власенко из "Вимм-Билль-Данна".
Таким образом, хотя быстрых положительных результатов от введения заградительных
пошлин ожидать не приходится, в отдаленной перспективе возможно повышение
рентабельности сырного производства - по крайней мере, именно на это
рассчитывают власти. Если это произойдет, можно будет ожидать появления
интереса к рынку у крупных отечественных и западных компаний. Только
им под силу создать производство качественных брэндованных российских
сыров, которые и станут полноценной альтернативой импортному продукту.
Несырная страна.
Россию нельзя назвать страной с сильной сырной традицией - по данным
проведенного в 2003 году исследования AC Nielsen, в России потребление
сыров составляет около 3,5 кг на душу населения в год, тогда как в Болгарии
- 4,8 кг, в Польше - 12,4 кг, во Франции - свыше 24 кг. Из пяти ведущих
марок на российском рынке 20,3% занимает сыр "Российский",
11% - "Эдамер", 9,2% - "Голландский", 8,2% - "Гауда"
и 7,2% - "Маасдам". По ценовым сегментам распределение следующее:
43% российского рынка сыра занимают продукты стоимостью до 115 руб.
за 1 кг ("Российский", "Пошехонский", "Голландский"
и др.), 24% рынка - сыры стоимостью от 115 до 130 руб. ("Эдамер",
"Гауда" и др.), 22% - сыры стоимостью от 130 до 160 руб. ("Маасдам"
и др.), 12% - сыры стоимостью от 160 руб.
Максим Борисов
#молоко
Комментариев: 0
Просмотров: 117
Пока нет комментариев. Станьте первым!
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.