21 февраля 2004 года
В начале февраля президент России выразил озабоченность повышением цен
на хлеб и дал задание разобраться с этим вопросом. Выполняя пожелание
главы государства, Министерство сельского хозяйства на следующей неделе
начнет проведение зерновых интервенций. Одновременно вице-премьер Алексей
Гордеев призвал губернаторов брать пример с Орловской области, где введены
фиксированные цены на хлеб. Мы задали "Фокус-группе" вопрос:
А как бы вы боролись с повышением цен на хлеб и зерно, если бы рычаги
управления были в ваших руках?
Дмитрий Рылько,
директор Института конъюнктуры аграрного рынка
Я бы ввел новый механизм государственных интервенций на зерновом рынке,
который был бы гораздо более дешевым и менее затратным для государства,
действовал бы в автоматическом режиме и не допустил бы того развития
ситуации, какое мы сейчас наблюдаем. Этот механизм я условно называю
"словацко-венгерским вариантом" и уже давно с ним "ношусь".
Он представляет собой замену нынешних прямых покупок государственным
интервенционным фондом зерна механизмом залогового кредитования сельскохозяйственных
предприятий при поддержке государства частными коммерческими банками
под складские свидетельства на зерно. Этот механизм довольно долго и
успешно действовал на территории стран Восточной Европы до того момента,
пока они не вступили в ЕС, и они бы от него ни за что не отказались,
если бы это не противоречило правилам Евросоюза.
Ирина Храмова, руководитель проекта Аналитического центра "Агропродовольственная
экономика"
Прежде всего я выяснила бы причину роста цен на хлеб. Объяснять сегодняшнее
повышение цен на хлеб дефицитом зерна в стране, на мой взгляд, неправильно.
Урожай в этом году пониже, чем был в предыдущие два года, но прошлый
и позапрошлый годы были для нас нетипично высокоурожайными. И урожай
нынешнего года не так уж плох, особенно если учесть 10 млн т переходящих
запасов. Для удовлетворения потребностей страны в кормовом и продовольственном
зерне этого вполне достаточно. К тому же, мы ведь не живем в условиях
автаркии - если нам чего-то не хватает, зерно можно импортировать. Поэтому
слухи о том, что стране не хватает зерна, преувеличены.
На протяжении многих лет цены на зерно и на хлеб регулировались - сначала
на федеральном уровне, позже - в регионах, потому что хлеб - это социально
значимый продукт и во многих регионах из-за механизма сдерживания цен
хлеб оставался дешевым. И с годами накопилось отставание цен на хлеб
от ценовой динамики других продовольственных товаров. Для того чтобы
цены на хлеб уравнялись по отношению к другим продовольственным товарам,
в определенный момент должен был произойти скачок хлебных цен. В прошлом
и позапрошлом годах этого произойти не могло, потому что избыточное
предложение зерна на рынке не позволяло ценам на хлеб подняться. А в
этом году сложились более благоприятные условия для этого скачка: во-первых,
урожай оказался ниже, чем в предыдущие два года, к тому же еще в июле,
с начала сельскохозяйственного года примерно 5 млн т отечественного
зерна пошло на экспорт. В результате появилось опасение, что хлеба не
хватит.
На мой взгляд, панический страх дефицита зерна - это больше политическая
акция. Если посмотреть статистику, то можно увидеть, что последние несколько
лет производство хлеба в стране сокращается. Это говорит о том, что
доходы у населения растут и люди начинают потреблять меньше хлеба, отдавая
предпочтение иным видам зерновых продуктов. Поэтому и повышение цен
на хлеб - в сущности, нормальное рыночное явление. Я бы никак не боролась
с ростом цен. Я ничего бы не делала.
Виктор Семенов,депутат Госдумы, министр сельскогохозяйства РФ в 1998-1999
гг.
Я бы начал с регулирования системы интервенций, поскольку своевременное
проведение интервенций в достаточном объеме - не с таким опозданием,
как сейчас, а именно своевременное - могло бы держать под четким контролем
ценовую ситуацию на хлебном и зерновом рынках.
Затем установил бы ограничение розничной наценки на хлеб так называемой
социальной номенклатуры - это два-три наиболее востребованных наименования:
батон "нарезной", черный "дарницкий" и т. п. Я считаю,
что наценка на эти виды хлеба должна быть зафиксирована правительственными
документами и составлять не более 10%.
В-третьих, ввел бы бесплатную выдачу хлеба бедным слоям населения. Это
нужно для того, чтобы ценовые рамки не были чересчур жесткими и у рынка
была бы возможность варьировать, и для того, чтобы поддерживать те самые
малоимущие слои. Так поступает весь мир. США ежегодно тратят $39 млрд
на организацию бесплатного питания для малообеспеченных людей. Индия,
далеко не такая богатая страна, как Америка, ежегодно выдает каждому
гражданину страны не только малоимущему, по мешку риса, по два мешка
зерна, по мешку сахара, независимо от возраста и от социального положения,
- говорю вам как свидетель этого процесса. Предоставив таким образом
каждому своему гражданину минимальный объем продовольствия, страна сумела
избежать голода и смогла развить свой сельскохозяйственный рынок. Представьте,
если бы у нас с вами, у бедных, была организована бесплатная раздача
хлеба, то ведь и скачки цен на хлеб и магазинах нас не волновали бы.
Еще одно условие - это контроль за ценами на энергоресурсы. Если обеспечить
все четыре фактора, то ценовая ситуация на рынке хлеба будет устойчивой
и легко регулируемой.
Мы допустили большую ошибку в зерновом вопросе, не закупив в прошлом
году фуражного зерна. Для регулирования рынка большее значение имеет
не продовольственнoe, а именно фуражное зерно. У нас есть птицефабрики
и свинофермы, которые в день потребляют более полутора тысяч тонн комбикормов.
Это огромное количество, такого объема запасов кормов у хозяйств нет
и быть не может. Проблемы зернового рынка потянули за собой и мясной:
животноводы стоят у черты, за которой может последовать массовое разорение
хозяйств.
Если государство не вмешается в эту ситуацию сейчас - восстанавливать
поголовье даже при достаточном урожае придется еще долгие годы.
Александр Хохлов, советник президента Ассоциации крестьянских и фермерских
хозяйств (АКОР) по законодательству
В руках одного человека хлебно-зерновой вопрос не уместится, ведь цена
на хлеб зависит от функционирования всего механизма рынка. Для того
чтобы цены на хлеб оставались на приемлемом уровне, нужно обеспечить
три условия. Во-первых, рынок должен быть насыщенным: это породит здоровую
конкуренцию и никаких искусственных методов сдерживания роста цен не
понадобится - она сама понизится. Во-вторых, нужно обеспечить низкую
себестоимость хлеба, доступность оборудования и прочие факторы, так
чтобы господствующую роль в этом сегменте рынка отвести малым частным
предприятиям. Мы сегодня этим и занимаемся - создаем условия для эффективного
развития малого бизнеса. В-третьих, необходимо стимулировать покупательную
способность населения. Если обеспечить нормальный уровень жизни, то
людей по большому счету не будет волновать цена на хлеб, они и 30 руб.
за булку заплатят.
Я категорически не согласен с тем, чтобы государство устанавливало монопольный
контроль за ценами на хлеб. Это задавит рынок, задушит покупателя: начнутся
подпольные махинации, бюрократические проволочки, кто-то будет на этом
греть руки и прочее.
В первую очередь пострадают регионы - хлеб будут вывозить только туда,
где выгодно.
Я положительно отношусь к намерению провести интервенции, но резко против
того, чтобы цены сдерживали нерыночными методами. Рынок нельзя зажимать
- он сам расставит все по своим местам. И если бы в моих руках были
полномочия - я дал бы дорогу свободному рынку.
Николай Демьянов, директор по маркетингу компании "Росхлебпродукт"
Во-первых, я бы имел в интервенционном фонде не 1,5 млн т зерна, как
сейчас, а 5-10 млн. Во-вторых, если бы интервенционного фонда не было,
я бы импортировал зерно в том же количестве (5-10 млн т) и субсидировал
разницу в цене для стабилизации ситуации (благо у государства для этого
есть свободный финансовый ресурс). В-третьих, давал бы субсидии мукомольным
и хлебопекарным предприятиям для поддержания стабильного уровня цен.
В-четвертых, оказывал бы целевую помощь бедным слоям населения.
Дмитрий Древлянский, вице-президент АПК "Стойленская нива"
В Белгородской области эта проблема была решена еще в сентябре 2003
г., задолго до того, как в Орловской области ввели фиксированные цены
на хлеб. Вопрос решился просто: губернатор договорился с сельхозпроизводителями
о том, что при сборе урожая они с каждого гектара передают в областной
фонд 40 кг зерна.
В итоге в региональной фонде на сегодняшний день запасов продовольственной
пшеницы достаточно, и это позволило администрации продавать зерно по
фиксированным ценам мельницам, в том числе и Старооскольскому комбинату
хлебопродуктов, входящему в структуру нашей компании. Мы, таким образом,
по фиксированным ценам поставляем муку хлебозаводам. Это пример того,
как в решении данной проблемы принимают участие и региональная администрация,
и все предприятия области, имеющие отношение к образованию цен на хлеб.
На наш взгляд, это взвешенная политика, которую одобряют все участники
рынка.
Владимир Агалов, заместитель председателя комитета Совета Федерации
по аграрно-продовольственной политике
Я бы ввел строгую государственную монополию в сфере регулирования цен
на хлеб и на зерно. Постоянно отслеживал бы ценовую динамику в этой
области с той целью, чтобы всегда можно было спрогнозировать любую нештатную
ситуацию. Разумеется, позаботился бы о достойном резерве зернового запаса,
а в случае недостаточности зерна проводил бы интервенции. Думаю, это
как раз тот оптимальный "букет" мер, который необходим для
сдерживания роста цен на зерно и хлеб.
Ведущая рубрики - Мария ПЛИС
#зерно
Комментариев: 0
Просмотров: 40
Пока нет комментариев. Станьте первым!
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.