27 января 2003 года
Введение Россией импортных квот на мясную продукцию создает принципиально
новую ситуацию на аграрно-продовольственных рынках страны, краткосрочные
и долгосрочные последствия которой еще предстоит оценить. Пока же стоит
рассмотреть организационно-технические аспекты предлагаемых мер.
Пример сахарной индустрии, в которой впервые в практике российского
таможенного регулирования было введено тарифное квотирование, показывает,
насколько сложна реализация подобного решения. Даже через несколько
лет на рынке продолжают действовать "серые схемы", позволяющие
ввозить внеквотный сахар в страну без уплаты высокой таможенной пошлины.
Проблемы, которые встанут при квотирования импорта мяса и мясопродуктов,
несравненно сложнее.
Прежде всего, мясо, в отличие от сахара, не является однородным товаром.
Наряду с объемными мясными товарами - абсолютными субститутами российской
продукции, имеются мясные товары, традиционно закупаемые по импорту,
в частности, тримминг. А квота уравнивает подобные товары, находящиеся
в различных частях ценового спектра и промышленного и потребительского
спроса.
Красное мясо (говядина, свинина) может являться "самодвижущимся
товаром": в свое время, после введения импортных пошлин на мясо,
были весьма популярны схемы импорта убойного скота. Пока не видно причин,
по которым подобная практика не может возобновиться с введением импортных
квот.
Квоты не распространяются и на ряд других кодов ТН ВЭД, импорт в рамках
которых находится пока в "латентном" состоянии, но может активизироваться
при благоприятных условиях. Речь, в частности идет о колбасных изделиях,
мясных консервах и т.д. Если европейцы не являются столь серьезными
конкурентами в этих секторах рынка (российские потребители отдают безоговорочное
предпочтение отечественной продукции), то производители Украины и Белоруссии
хорошо знают предпочтения россиян и могут воспользоваться новой более
благоприятной ситуацией.
Последнее соображение ставит на повестку дня более общую проблему торговых
отношений с нашими соседями по СНГ. Как известно, по отношению к этим
странам действует беспошлинный режим торговли. Если на импорт продукции
устанавливается общая объемная квота (как это предполагается сделать
по отношению к мясу птицы), то под указанную меру автоматически подпадают
и страны СНГ. Но если вводится тарифная квота (на свинину и говядину),
то страны СНГ не подпадают под ее действие. А Украина, например, является
одним из ведущих поставщиков говядины на российский рынок.
Расчеты ИКАР показывают, что при росте ВВП страны на 4% в год среднедушевое
потребление мяса будет, при прочих равных условиях, возрастать почти
на 5%, в том числе мяса птицы - более чем на 9%. Введение квот может
создать благоприятные условия для экономического роста в животноводческом
секторе страны. Однако для этого необходимо тщательно продумать детали
нового регулирующего механизма.
#птица
Комментариев: 0
Просмотров: 72
Пока нет комментариев. Станьте первым!
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.