|
|
|
→ Новости компаний АПК → #1200 Новости компаний АПКРозница оптом - консолидация в ритейле становится явной29 декабря 2021 года Итоги года в российском ритейле и его консолидации Москва. 28 декабря. INTERFAX.RU - Консолидация на рынке российского ритейла, о которой говорили как о давно сложившемся тренде, в 2021 году проявилась наиболее наглядно. К тихому уходу с рынка небольших игроков и планомерному росту лидеров добавились крупные сделки с "Магнитом" и "Лентой" в роли главных действующих лиц. Ритейлеров в России становится меньше, они сами - крупнее, а потенциал для консолидации далеко не исчерпан. Однако логика развития рынка может притормозить дальнейшие крупные покупки: в условиях трансформации отрасли и появления новых значимых ниш (как, например, e-grocery или дискаунтеры) зачастую проще оказывается строить новый бизнес самостоятельно. Главный консолидатор На звание главной отраслевой M&A-сделки не только года, но и последнего десятилетия претендует покупка "Магнитом" группы "Дикси" у Mercury Retail Group. О ней было объявлено в мае, в июле она была закрыта, ее стоимость составила 97 млрд руб. До этого крупнейшей сделкой в российском ритейле считалась покупка сети "Копейка" (если оставить за скобками Mercury Retail, созданную в результате слияния сетей "Красное и белое" и "Бристоль", где финансовые параметры не раскрывались). "Копейку" в конце 2010 года приобрела X5 Retail Group, главный конкурент "Магнита", за 51,5 млрд руб. На момент объявления о сделке "Копейка" объединяла более 660 магазинов, работающих в формате "мягкий" дискаунтер (так же Х5 тогда позиционировала свою сеть "Пятерочка"). "Магнит" приобрел более 2,4 тыс. магазинов "у дома" "Дикси". Большинство магазинов расположены в Москве и Подмосковье, а также в Петербурге и Ленобласти. За счет покупки "Дикси" "Магнит" рассчитывает усилить позиции в двух столицах, где исторически он был представлен довольно слабо. Новые магазины также будут способствовать развитию онлайн-сервисов в Москве и Петербурге, считает "Магнит". Сделка не приведет к ограничению возможностей "Магнита" по выплате дивидендов, обещал ритейлер. Аналитики предупреждали о рисках интеграции и давления на рентабельность - маржа у "Дикси" ниже. Однако по итогам III квартала "Магнит" сумел удержать рентабельность EBITDA на уровне прошлогоднего показателя (7,2%). По мере интеграции "Дикси" рентабельность "Магнита" будет расти, ожидают аналитики. Сама компания прогнозирует рост этого показателя до 8% до 2025 года (это предусмотрено стратегией "Магнита", которую ритейлер представил в начале года; он не стал корректировать планы из-за покупки "Дикси"). Сделка была профинансирована за счет собственных денежных средств "Магнита" и доступных неиспользованных кредитных линий. В результате уровень задолженность ритейлера к концу сентября вырос до 1,9х net debt/EBITDA с 1,2х по итогам первого полугодия. Аналитики "ВТБ Капитала" прогнозируют снижения этого показателя до 1,3х по итогам 2021 года (1,1х на конец 2020 года). По их оценке, "Магнит" по итогам этого года нарастит выручку на 19,1%, до 1,85 трлн руб., Х5 - на 10%, до 2,19 трлн руб. В 2022 году аналитики ожидают роста выручки "Магнита" на 19,6%, до 2,21 трлн руб., Х5 - на 11%, до 2,42 трлн руб. Отставание "Магнита" от главного конкурента сократится до 9% с 15% в 2021 году. "Магнит" заявлял об амбициях крупного покупателя до сделки с акционерами "Дикси": в 2019 году ритейлер был готов купить "Ленту", вступив в борьбу за актив с "Севергрупп" Алексея Мордашова. При прежнем владельце "Магнита" Сергее Галицком представить крупные сделки в портфеле ритейлера было сложно, но они стали возможны после смены акционеров: в начале 2018 года Галицкий продал почти весь пакет группе "ВТБ", вскоре в числе крупных инвесторов "Магнита" появилась Marathon Group Александра Винокурова, а в конце 2021 года ВТБ продал ей весь свой пакет в "Магните". В итоге структура Винокурова стала крупнейшим акционером "Магнита" с долей 29,2%, что сопоставимо с пакетом Галицкого до сделки с ВТБ. "Лента" меняет амплуа "Лента" сама оказалась в роли покупателя после того, как ее основным акционером стала "Севергрупп". В августе компания закрыла две сделки - по покупке российской сети супермаркетов Billa и пермской группы "Семья". Стоимость сделки с Rewe Group, владельцем Billa, составила около 225 млн евро, "Лента" получила 161 супермаркет, который она в течение года планирует интегрировать в свою сеть. Сделка позволит "Ленте" существенно усилиться в Москве и стать вторым оператором супермаркетов по количеству магазинов в столице и области. Кроме того, за счет покупки Billa "Лента" также рассчитывает расширить экспресс-доставку. Сумма сделки по покупке регионального ритейлера "Семья" составила 2,45 млрд руб. В группу "Семья" входило 75 магазинов (включая 27 супермаркетов и 44 магазина "у дома") в Перми и Пермском крае. Обе сделки стали подтверждением смещения фокуса "Ленты" (которая несколько лет назад стала крупнейшей в России сетью гипермаркетов, сместив с пьедестала "Ашан") в сторону малых форматов. Если покупатели переключаются с больших форматов на малые, "Лента" будет следовать этому тренду, говорил Мордашов в ходе "Дня инвестора" ритейлера в марте. В ходе "Дня инвестора" "Лента" представила новую стратегию развития до 2025 года. Компания рассчитывает нарастить оборот вдвое, до 1 трлн руб., в том числе за счет увеличения торговых площадей на 1,5 млн кв. м (то есть также вдвое), преимущественно в сегментах супермаркетов и магазинов "у дома". Магазины шаговой доступности - новый формат "Ленты", первые розничные точки "Лента мини" были открыты в апреле. Магазины "у дома" становятся все более востребованными у покупателя и будут расти быстрее, чем все остальные форматы, считают в компании. И "Лента", и "Магнит" еще могут выступить в роли покупателей крупных розничных активов, полагают аналитики. Стратегии обеих компаний (как и Х5) предусматривают точечные сделки M&A. Такие сделки зачастую предполагают не покупку бизнеса, а приобретение прав аренды. Например, "Магнит" в конце года договорился о долгосрочной аренде 58 магазинов, работающих под брендом "Радеж" в Волгограде и ближайших регионах, и 56 магазинов "Эдельвейс" в Казани. Есть, кому продаваться По итогам первого полугодия, по оценке аналитической компании InfoLine, на десятку крупнейших FMCG-ритейлеров приходилось уже 37,5% розничного оборота продуктов питания в России, сотня крупнейших занимала половину рынка. Это очень высокий для страны уровень консолидации, который раньше казался недостижимым, считает гендиректор InfoLine Иван Федяков. "Из раза в раз я говорил одно и то же: что основная парадигма развития рынка - это консолидация. Мы видим подтверждение всех наших предположений и прогнозов", - отметил Федяков. "С другой стороны, консолидация - ожидаемый тренд: на западных рынках уровень консолидации еще выше, - подчеркивает эксперт. - На пять крупнейших игроков может приходиться и 50% рынка, как в США, и 60%, как во Франции или Бельгии, это может быть и 70%, как в Германии. Мы видим, что потенциал для консолидации российского рынка есть, и она неминуемо будет расти". Рынок российского ритейла остается фрагментированным по сравнению с другими развивающимися и развитыми странами: на пятерку крупнейших игроков приходится 32% против 50-60%, отмечали аналитики Goldman Sachs в своем обзоре. Пространство для дальнейшей консолидации остается, и крупнейшие ритейлеры будут наращивать долю рынка, замещая традиционную торговлю и небольших региональных игроков. По прогнозу Goldman Sachs, доля десяти крупнейших ритейлеров вырастет с 37% в 2020 году до около 50% к 2025 году, чему будет способствовать дальнейшая M&A-активность и вытеснение менее эффективных конкурентов. См. итоги и перспективы аграрных рынков от ИКАР за предыдущие годы:
Перспективы всех аграрных рынков подробно рассматриваются в феврале на ежегодной Международной Конференции сельскохозяйственных производителей и поставщиков средств производства и услуг для аграрного сектора ГДЕ МАРЖА Комментариев: 0 Просмотров: 30
|
ИКАР | Рынки | Новости | Аналитика | Услуги | Информационные материалы |
© 2002—2024 ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка г. Москва, Рязанский пр-т, д. 24, оф. 604 Тел: +7 (495) 232-9007 www@ikar.ru |
||